Что такое функция? – язык программирования Си. Программная функция и программный аспект Переменные и функции языка программирования

Отдельная система (подсистема , подпрограмма), на вход которой поступают управляющие воздействия в виде значений аргументов . На выходе функция возвращает результат, который может быть как скалярной величиной , так и векторным значением (структура , индексный массив и т.п.). По ходу выполнения функции могут выполняться, также, некоторые изменения в управляемой системе , причём как обратимые, так и необратимые.

Побочный эффект Функции и процедуры

В некоторых языках программирования (например, в Паскале) функции и процедуры (подпрограммы, не возвращающие значения) чётко разграничены синтаксисом языка . В других - например, в языке Си , - процедуры являются частным случаем (подмножеством) функций, возвращающими значение типа (псевдотипа) void - пустое значение.

Аргументы и параметры

При вызове функции, ей передаются аргументы . Если аргумент является ссылкой на область памяти (переменной , указателем или ссылкой), то функция, в зависимости от типа своего параметра , может либо воспользоваться её значением (например, создать переменную, скопировать туда значение аргумента), либо самим аргументом (создать ссылку на область памяти, на которую ссылается аргумент).

Функция без аргументов

Такая функция не требует никаких аргументов .

См. также Ссылки
  • Функции PHP. Синтаксис и примеры использования функций PHP

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Функция (программирование)" в других словарях:

    В Викисловаре есть статья «функция» Функция многозначный термин, который означает такое отношение между элементами, в котором изменение в одном влечет измен … Википедия

    Функция заглушка в программировании функция не выполняющая никакого осмысленного действия, возвращающая пустой результат или входные данные в неизменном виде. Аналогичное английское слово stub . Используется: Для наглядности при… … Википедия

    функция психическая высшая: восстановление - (восстановление высших психических функций) раздел нейропсихологии, посвященный изучению механизмов и методов восстановления функций психических высших, нарушенных вследствие поражений локальных мозга головного. На базе представлений об… … Большая психологическая энциклопедия

    Математическое программирование математическая дисциплина, изучающая теорию и методы решения задач о нахождении экстремумов функций на множествах конечномерного векторного пространства, определяемых линейными и нелинейными ограничениями… … Википедия

    В области компьютеризации понятие программирования сетевых задач или иначе называемого сетевого программирования (англ. network programming), довольно сильно схожего с понятиями программирование сокетов и клиент серверное программирование,… … Википедия

    Функция высшего порядка функция, принимающая в качестве аргументов другие функции или возвращающая другую функцию в качестве результата. Основная идея состоит в том, что функции имеют тот же статус, что и другие объекты данных.… … Википедия

    ПРОГРАММИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ - комплекс математич. моделей и методов решения задач отыскания экстремума (максимума или минимума) функций многих переменных при ограничениях в виде неравенств. Имеется в виду, что переменные характеризуют какие либо аспекты механизма… … Российская социологическая энциклопедия

    Математическая дисциплина, изучающая математич. абстракции программ, трактуемых как объекты, выраженные на формальном языке, обладающие определенной информационной и логич. структурой и подлежащие исполнению на автоматич. устройствах. П. т.… … Математическая энциклопедия

    Функция в программировании один из видов подпрограммы. Особенность, отличающая её от другого вида подпрограмм процедуры, состоит в том, что функция возвращает значение, а её вызов может использоваться в программе как выражение. С точки зрения… … Википедия

    ПРОГРАММИРОВАНИЕ, МАТЕМАТИЧЕСКОЕ - раздел прикладной математики, применяющийся в качестве метода в экономических исследованиях. Разрабатывает теорию и методы решения условных экстремальных задач, является основной частью формального аппарата анализа разнообразных задач управления … Большой экономический словарь

Пользователи, далекие от программирования в принципе, сталкиваются с понятиями функции и процедуры редко, и ассоциируются они с чем-то математическим и бюрократическо-медицинским. В программировании же этими понятиями оперирует множество языков, правда, даже специалисты порой не могут четко осознать разницу между функцией и процедурой. Как с тем сусликом: он есть, но его никто не видит. Посмотрим, настолько ли невидимы отличия.

Что означают понятия функция и процедура
  • Функция в программировании — подпрограмма, вызываемая из других подпрограмм необходимое число раз.
  • Процедура — поименованная часть программы (подпрограмма), многократно вызываемая из последующих частей программы необходимое число раз.
Сравнение функции и процедуры

Основная разница между функцией и процедурой — в возвращаемом результате. По сути, и функции, и процедуры представляют собой логически неделимые блоки, из которых складывается код программы. Функция возвращает значение, процедура в большинстве языков программирования — нет, либо (в Си, например) возвращает пустое значение. В последнем случае (в Си) процедура считается подчиненной разновидностью функции.

Заголовок функции содержит слово “function”, идентификатор (собственное имя функции), вариативно список параметров и обязательно — тип результата. В теле функции обязательно прописывается оператор, присваивающий значение имени функции, которое она вернет в качестве результата. Заголовок процедуры содержит слово “procedure”, идентификатор (имя процедуры) и вариативно список параметров.

Вызов функции осуществляется в составе выражений там, где эти выражения применяются, вызов процедуры требует отдельного оператора.

Вызов процедуры осуществляется только по имени, имя функции же связано с ее значением. На схемах алгоритмов вызов функции изображается в блоке вывода или в блоке процесса, вызов процедуры — в специальном блоке “предопределенный процесс”.

Отличие функции от процедуры в программировании заключается в следующем:
  • Функция возвращает значение, процедура — нет.
  • Заголовок функции обязательно содержит тип результата.
  • В теле функции обязательно наличие оператора, присваивающего значение имени функции.
  • Вызов процедуры требует отдельного оператора, вызов функции возможен в составе выражений.
  • Имя процедуры необходимо для вызова, имя функции — для присвоения значения.
  • На схемах алгоритмов вызов процедуры изображается в отдельном блоке, вызов функции — в блоке процесса или вывода.

Страница 51 из 85

1.5.1. Определение и вызов функций

Мощность языка программирования С во многом определяется легкостью и гибкостью в определении и использовании функций в программах на языке программирования С. В отличие от других языков программирования высокого уровня в языке программирования С нет деления на процедуры, подпрограммы и функции, здесь вся программа строится только из функций.

Функция - это совокупность объявлений и операторов, обычно предназначенная для решения определенной задачи. Каждая функция должна иметь имя, которое используется для ее объявления, определения и вызова. В любой программе на С должна быть функция с именем main (главная функция), именно с этой функции, в каком бы месте программы она не находилась, начинается выполнение программы.

При вызове функции ей при помощи аргументов (формальных параметров) могут быть переданы некоторые значения (фактические параметры), используемые во время выполнения функции. Функция может возвращать некоторое (одно!) значение. Это возвращаемое значение и есть результат выполнения функции, который при выполнении программы подставляется в точку вызова функции, где бы этот вызов ни встретился. Допускается также использовать функции не имеющие аргументов и функции не возвращающие никаких значений. Действие таких функций может состоять, например, в изменении значений некоторых переменных, выводе на печать некоторых текстов и т.п..

С использованием функций в языке программирования С связаны три понятия - определение функции (описание действий, выполняемых функцией), объявление функции (задание формы обращения к функции) и вызов функции.

Определение функции задает тип возвращаемого значения, имя функции, типы и число формальных параметров, а также объявления переменных и операторы, называемые телом функции, и определяющие действие функции. В определении функции также может быть задан класс памяти.

Int rus (unsigned char r)
{ if (r>="А" && c1 .

Функция, вычисляющая факториал, будет иметь следующий вид:

Long fakt(int n)
{
return ((n==1) ? 1: n*fakt(n-1));
}

Хотя компилятор языка программирования С не ограничивает число рекурсивных вызовов функций, это число ограничивается ресурсом памяти компьютера и при слишком большом числе рекурсивных вызовов может произойти переполнение стека.

Так, что же такое "программная функция" ?

Это самая сильная, главенствующая функция в структуре нашей психики. Это своего рода "законодательный орган" нашего "департамента", это его "директор".

Информация, воспринимаемая программной функцией, для нас особенно значима. Поэтому она усваивается нами с легкостью, без всякого напряжения и практически без потерь. Мы всю жизнь насыщаемся информацией по этому аспекту и никогда пресытиться ею не можем, потому что, по большому счету, это единственное, чему мы верим целиком и полностью, единственное, в чем нас никто никогда не переспорит и не переубедит.

Информация, воспринимаемая по программному аспекту, редко открывает для нас нечто принципиально новое: все это мы давно знаем сами, да еще и получше многих. Мы чувствуем себя так, как будто родились с этими знаниями. Скорее, нам интереснее знать, насколько лучше других мы это знаем .И, разумеется, всегда досадно и смешно, когда нас этому поучают другие.

Программная функция - это:

- "функция осознанных преимуществ",

- "функция врожденного профессионализма",

- "функция основных ценностей, основных задач и целей".

И именно поэтому человеку крайне трудно отступать от своей "программы", не говоря уже о том, чтобы поступать ей наперекор (чего от нас нередко требуют условия психологической несовместимости).

Программная функция принципиальна и незыблема. Весь смысл нашей интеллектуальной деятельности заключается именно в ней. Потому-то мы и защищаем ее как последний рубеж, дальше которого отступать уже некуда. Поскольку, раз отступив от своей программы, мы уже чувствуем, что теряем себя и разрушаем себя как личность.

Программная функция определяет предел допустимых уступок.

- Ну хорошо, - вставляет Читатель, - но если есть в нашей психике "функция целей и задач" , то должна же быть и какая-то функция их достижений?

Такая функция действительно есть, и с "программной" она тесно сотрудничает, а потому в "Модели "А" находится справа от нее, на 2-й позиции уровня ЭГО (т. е. занимает второй кабинет верхнего этажа). Эта функция называется "творческой" , или "созидательной функцией" .

Творческая функция и творческий аспект.

Иногда ее еще называют "функцией реализации" , или "инструментальной функцией" , поскольку она является как бы "инструментом" программной функции, ее "исполнительным органом", рычагом ее воздействия на окружающую среду.

Если программная функция всегда аналитическая, принципиальная, незыблемая и потому инертная ,то творческая функция всегда гибкая, маневренная, изобретательная ,поскольку только тем и занимается, что разрабатывает формы, способы и методы реализации "программных" задач и целей.

А теперь вспомним нашу первую классификацию - "сенсорик - этический ","интуит - логический "и т.д. Что мы видим?

Видим то, что творческая функция влияет на качество программного аспекта, являясь как бы качественной его характеристикой .

Каким образом? - Она "поручает" программной функции "отслеживать" именно ту информацию, которая может быть реализована только в рамках аспекта творческой функции (поскольку творческая функция также имеет свой собственный аспект и именно посредством этого аспекта она обслуживает свою "программу").

- А можно это показать на каком-нибудь примере? - интересуется Читатель.

- Примеров множество! Допустим, в качестве программы типа у нас выступает такой аспект, как "интровертная этика" - ("этика отношений") ,цель которого - совершенствовать взаимоотношения людей в обществе, корректировать общественную мораль и насаждать нравственность. Но нравственность в обществе можно насаждать различными путями: в одном случае человека воспитывают методами силового воздействия - принуждением, запретами, ограничениями, наказаниями, т. е. средствами аспекта "волевой (экстравертной) сенсорики" .И этим методом скорее всего воспользуется сенсорный этик, точнее - этико-сенсорный интроверт (программа-то интровертная!) Но существует и другой способ реализации интровертно-этической программы - интуитивный . Здесь человеку дается возможность постепенно и последовательно совершенствоваться этически. В этом случае на него воздействуют методом демонстрации положительных примеров: "поступай так, как тебя учат, и все у тебя будет хорошо". В этом случае этическая программа уже реализуется аспектом "экстравертной интуиции" - "интуиции возможностей" .И именно такой метод охотнее всего использует интуитивный этик - этико-интуитивный интроверт .

- Ну и где же тут разница в этической программе, на которую будто бы оказывают влияние способы ее реализации? Почему этик сенсорный не может использовать те же методы, что и этик интуитивный, и наоборот?

- Потому, что уже на базе этого соотношения ценностей складываются принципиально разные характеры типов. Этико-интуитивный интроверт - проницательный, терпеливый, выдержанный оптимист, ему лучше видны позитивные тенденции в характере людей, именно на них он и опирается в своем воздействии. Проницательность этико-сенсорного интроверта направлена на то, чтобы выявлять негативные тенденции ,требующие немедленного искоренения. Что же можно сказать про сенсорного этика ?Что это - осторожный, недоверчивый пессимист, предпочитающий использовать эффективные методы принудительного воздействия, нежели рассчитывать на то, что человек перевоспитается сам.

- Но почему так происходит?

- Потому, что наши достоинства есть продолжение наших недостатков, и наоборот. То есть, если у человека сильная сенсорика, то, значит, у него будет слабая интуиция, и поэтому о каких-то будущих изменениях в характере человека ему судить трудно, вот он и добивается быстрых и эффективных результатов перевоспитания любыми средствами. И кроме того, в социуме нет лишних типов. У каждого свое предназначение, поэтому каждый нужен на своем месте.

"Элементарная модель" типа ИМ.

Аспекты, вынесенные на уровень ЭГО ,выражают основные ценности типа .Именно поэтому они вынесены в его название.

Например, название типа "этико-сенсорный экстраверт" означает, что его "программная" ценность - экстравертная этика ("этика эмоций"), а "творческая" ценность - интровертная сенсорика ("сенсорика ощущений") .

На уровне ЭГО это выглядит так:

Внимательный Читатель, должно быть, заметил, что программный интровертный аспект реализуется экстравертными аспектами (и наоборот) .Это происходит потому, что у экстраверта качества объекта имеет первостепенную значимость, а взаимоотношения между объектами - второстепенную, поэтому и программная функция (как наиболее значимая) у него будет экстравертной - черный символ, а реализационная, соответственно, интровертной - белый символ.

У интроверта, соответственно, наоборот: программная функция будет интровертной (белый символ), а реализационная - экстравертной (черный).

И еще следует отметить: если программный аспект - рациональный (этика или логика), то он реализуется иррациональным аспектом .

- Почему?

- Но мы ведь уже говорили, что рациональные аспекты проявляются на фоне иррациональных и наоборот. И таким образом устанавливается определенное равновесие аспектов нашей психики на каждом из ее уровней и этим же обеспечивается относительное равновесие нашей психической структуры.

Поэтому на каждом уровне модели один из аспектов будет экстравертный, другой - интровертный, один - рациональный, другой - иррациональный.

Чередование аспектов и последовательность их расположения на всех уровнях нашей психики как раз и определяет основные психологические особенности каждого из типов информационного метаболизма.

Таким образом, уже по названию "типа ИМ" можно определить структурное соотношение уровня ЭГО и создать элементарную, двухпозиционную модель, отображающую основные характеристики данной психической структуры.

Программа представляет собой последовательность выражений языка. Нередко случается, что какая-то часть программы (блок кода) неоднократно повторяется. Чтобы устранить подобного рода избыточность программного кода, используют понятие функции. Функция - это именованный блок кода, который вызывается в нужных местах программы по имени. Другими словами, функция представляет собой подпрограмму, которую можно вызвать из основной программы, причем неоднократно. Повторяющийся (да и не только) блок программного кода обычно обозначают некоторым уникальным именем, чтобы потом при необходимости обратиться к нему по этому имени. Как видно, это простая и естественная идея, направленная на облегчение реализации сложных проектов, состоящих из более простых программ.

Подпрограмма или, другими словами, функция должна быть связана (интегрирована) с основной программой, так сказать, со своим внешним окружением. С целью обеспечения взаимодействия с остальной частью программы для функции можно предусмотреть так называемые вход и выход.

Вход в функцию - это передача ей аргументов - данных, полученных во внешней части программы. Получив данные из своего внешнего окружения (внешней программы), функция должна их как-то обработать: выполнить некоторые действия, вычислить какое-то значение. Выход из функции - значение, вычисленное блоком кода данной функции и передаваемое во внешнюю часть программы. Входные данные называют параметрами, а выходные - возвращаемым значением. Впрочем, функция может и не принимать никаких параметров, а также ничего не возвращать. Что принимает в качестве параметров и что возвращает функция в результате своей работы, определяет программист, т. е. автор-разработчик программного кода.

Функция, создаваемая разработчиком, должна иметь определение, а ее применение в программе называют вызовом функции. Например, в JavaScript и РНР (а также в большинстве других языков) такое определение начинается с ключевого слова function , за которым следуют имя функции, пара круглых скобок, внутри которых можно указать список параметров, а затем блок кода, заключенный в фигурные скобки:

Funсtion имя_функции(список_парамeтров) { блок кода }

Замечу попутно, что блок кода в фигурных скобках называют еще телом функции. В нем записывают выражения языка, которые функция должна выполнить, если будет вызвана из основной программы. Таким образом, само по себе определение функции в программе еще ничего не выполняет. Оно только указывает интерпретатору, что должно быть выполнено при обращении к данной функции.

Для вызова функции в том или ином месте программы указывают следующее выражение:

Имя_функции(список_параметров)

Круглые скобки после имени функции записывают независимо от того, предусмотрены для нее входные параметры или нет. В программе вы можете один раз задать определение функции, а затем, по мере необходимости, вызывать ее столько раз, сколько требуется. Таким образом, вам не придется многократно воспроизводить в программе код тела функции.

Отсюда следует, что основная программа может содержать как определения, так и вызовы функций. В программе, содержащей вызовы функций, должны быть доступны их определения. Простейший, но не единственно возможный способ обеспечить это заключается в том, чтобы заключить определения функций в тот же программный код, в котором они где-то вызываются. Опытные программисты обычно размещают определения функций в одном месте, например, в конце или, наоборот, в начале программного кода.

Легко представить, что в некоторых ситуациях может потребоваться передать какой-то функции данные из основной программы. Но зачем функция должна что-то возвращать? Ведь она может выполнить предусмотренные действия, например, отправить данные по электронной почте, открыть или закрыть окно, отобразить картинку и т. п., а внешней программе не потребуется от нее какое-либо значение.

Результат работы функции

Если вызывающей программе ничего не требуется получить от вызванной функции, то программист может определить эту функцию как ничего не возвращающую. Это разрешается в JavaScript и РНР, но может быть недопустимо в других языках. Если даже практически не важно, что именно возвращает функция, все равно желательно определить для нее некоторое возвращаемое значение. В таких случаях, часто указывают, например, пустое значение, обозначаемое как null . Возможны и другие варианты. Кроме того, функции, возвращающие какие-то значения, можно использовать в выражениях с операторами (например, арифметическими), а также в качестве параметров других функций. Если функция ничего не возвращает, то ее применение в выражениях с операторами обычно чревато сообщениями об ошибках.

Чтобы функция что-то возвращала, необходимо записать в ее теле специальный оператор возврата:

Return \возвращаемое значение\;

Приведу пример:

Оклад = 10000; Процент = 15; Выплата = Оклад + Премия(Оклад, Процент); function Премия (Оклад, Процент) { return Оклад * Процент / 100; }

В этом примере Оклад и Процент сначала присваивают некоторые числовые значения. Затем вычисляют выражение, определяющее объем выплаты некоторому сотруднику с учетом его оклада и премии. Премия рассчитывается с помощью функции Премия (Оклад, Процент) , принимающей два параметра: оклад и процент от оклада; данная функция возвращает величину премии (символом * обозначен оператор арифметического умножения). Возвращаемое значение прибавляется к значению переменной Оклад, а полученный результат присваивается переменной Выплата. Определение функции Премия (Оклад, Процент) размещено в конце текста программы.

Данный программный код написан на вымышленном (абстрактном) языке. Я хотел сказать, что рассмотренный пример иллюстрирует принцип применения функции, а потому не важно, какой именно язык выбрать. Главное, что все изложенное ранее должно позволить вам понять данный код. Тем не менее, признаюсь, что приведенный мной пример написан и на языке JavaScript. Напишите в обычном текстовом редакторе, например, в Блокноте Windows следующие строки:

Оклад = 10000; function Премия(Оклад, Процент) { return Оклад * Процент / 100; } alert("Выплата = " + Выплата);

Это HTML-код с внедренным в него сценарием на JavaScript. Код сценария заключен между тегами и отличается от рассмотренного ранее только встроенной функцией alert () для вывода сообщений в диалоговом окне. Сохраните данный код в файле с расширением htm или html, а затем откройте его в Web-браузере, например, Microsoft Internet Explorer или Mozilla Firefox. В результате появится диалоговое окно с сообщением "Выплата =11500".

Назначение

Появление в 1960-х годах в языках (например, ALGOL и FORTRAN) функций позволило писать программы, более ясные в структурном отношении и компактные по объему кода. В идеале основная программа могла состоять из одних только вызовов функций, перемежаемых, возможно, операторами управления (условными переходами и/или циклами). Разрабатывать и отлаживать такие программы стало и быстрее и легче. Программист при желании мог писать программы, широко используя вызовы функций, тела которых еще не написаны.

Чтобы такая программа как-то работала без зависаний и выдачи системных сообщений об ошибках, вместо настоящего кода функции можно было временно поставить так называемые заглушки, например, выво­ды специальных сообщений программиста, например, "работает функция mуfunc".

По появлению подобных сообщений можно судить, что вызов функции произошел, и при этом в главной программе не возникло коллизий. Создав основную программу в общем виде, можно приступить к доработке ее деталей - написанию требуемых кодов, составляющих тела настоящих функций, которые до сих пор были замещены примитивными заглушками. Это так называемый способ (или стиль) программирования "сверху вниз", при котором создаваемая программа постепенно обретает требуемые функции.

Усовершенствование такой программы впоследствии сводится главным образом к модификации кодов уже существующих функций и может быть выполнено другими людьми, а не только автором программы. При этом, разумеется, необходимо сохранить прежний интерфейс (вход-выход или связи с внешним окружением), чтобы не пришлось перестраивать внешнюю программу, содержащую вызовы модифицируемой функции.

Даже если какой-то блок кода предполагается задействовать в программе всего лишь один раз, все равно следует подумать, а не оформить ли его в виде функции, чтобы сделать основной текст программы более понятным и к тому же обеспечить возможность повторного использования этого блока в перспективе.

Приведение типов

Возможно, вы заметили одно странное обстоятельство: функции аlert() в качестве параметра передается выражение в виде суммы разнотипных данных (символьного и числового значения):

"Выплата = " + Выплата

Здесь "Выплата =" - символьная строка, а Выплата - переменная числового типа. Ведь ранее упоминалось, что типы данных для того и придуманы, чтобы выполнять операции над однотипными данными. Тем не менее, сообщений об ошибках не было, а результат оказался правильным!

Дело в том, что рассмотренный сценарий написан на JavaScript, то есть на языке со слабым контролем типов данных. Если в выражении этого языка встречается операция над данными различных типов, то происходит такое автоматическое преобразование этих данных, при котором может быть получен более или менее осмысленный результат. Так, например, если требуется к символьной строке прибавить число, то интерпретатор JavaScript сначала преобразует его в соответствующую строку символов, которую затем "приклеит" к первой строке. В результате получится символьная строка.

Обратите внимание, что число, записанное как последовательность цифр (возможно, с разделительной десятичной точкой и знаком + или - перед числом), с точки зрения типа данных отличается от того же числа, заключенного в кавычки. В последнем случае это будет строка, содержащая число, а не собственно число. В языках со слабым контролем типов операции над разнотипными данными выполняются с учетом некоторых правил автоматического преобразования типов (так называемые правила приведения типов), которые по умолчанию разные для различных языков. Поэтому многие программисты, чтобы не запутаться и все держать под своим полным контролем, выполняют предварительное приведение данных к нужному типу с помощью специальных встроенных функций, а не полагаются на автоматические преобразования. Однако хорошее знание особенностей языка позволяет создавать более короткие и элегантные программы.

Методы окружения

Также может вызвать недоумение функция alert() , которая использовалась для вывода на экран диалогового окна с некоторым сообщением. А откуда она взялась? В сценарии же нет ее определения.

Если быть точным, то alert() - не функция языка JavaScript, а метод объекта window , который принадлежит объектной модели браузера. Методами называют внутренние функции объектов. Иначе говоря, этот метод, как и множество других объектов браузера и загруженного в него документа, составляют внешнее окружение сценария на JavaScript. К объектам этого окружения можно обратиться из сценария, т. е. прочитать и даже изменить значения их свойств. Тем самым обеспечивается возможность управлять внешним видом и информационным содержанием Web-страницы.

Разумеется, модель того, с чем требуется иметь дело посредством языка программирования, необходимо знать. Но это особая тема. Сейчас же мы рассматриваем языки программирования, причем с высоты "птичьего полета", и до поры не будем слишком приближаться к "земле".