Что нет достоверной информации. Достоверность информации

Достоверность - это то, что показывает качество информации, отражает её полноту и точность. Она имеет такие признаки, как разборчивость письменной и устной речи, отсутствие ложных или каким-либо образом искажённых сведений, небольшая возможность ошибочного применения единиц информации, включающих в себя буквы, символы, биты, цифры. Оценивается и непосредственно достоверность информации, и её источник по шкалам (например, "преимущественно надёжный", "надёжный в полном объёме", "сравнительно надёжный" и далее - до "ненадёжен совсем" или "статус не определён").

Что это означает?

Достоверность характеризует неискажённость информации. На неё влияют не только подлинность сведений, но также и адекватность способов, которыми она была получена.

Недостоверность же может подразумевать умышленную подготовку данных как ложных. Бывают случаи, когда недостоверные сведения в результате предоставляют информацию, характеризующуюся достоверностью. Такое случается тогда, когда во время их получения степень недостоверности информации уже известна адресату. Вообще же, наблюдается следующая закономерность: чем более высоким является количество исходных данных, тем выше становится обеспечение достоверности информации.

Адекватность информации

Таким образом, достоверность напрямую связана с адекватностью информации, её полнотой и объективностью. Данное свойство имеет очень серьёзное значение, преимущественно в случае применения данных для принятия каких-либо решений. Информация же, которая отличается недостоверностью, приводит к таким решениям, которые будут иметь отрицательные последствия в плане социального обустройства, политической ситуации либо экономического положения.

Итак, рассмотрим подробнее понятие достоверности информации.

Определение понятий достоверной и недостоверной информации

Итак, информация является недостоверной, если она не соответствует реальному положению вещей, содержит такие данные о явлениях, процессах или событиях, которых в принципе никогда не было или же они существовали, но сведения о них отличаются от происходящего в действительности, искажены либо характеризуются неполнотой.

Достоверной можно назвать такую информацию, которая не вызывает абсолютно никаких сомнений, является реальной, подлинной. К ней относятся такие сведения, которые в случае чего можно подтвердить процедурами, корректными с юридической точки зрения, когда используются различные документы либо заключения экспертов, могут быть приглашены свидетели и т. п. Кроме того, данные можно считать достоверными, если они обязательно ссылаются на первоисточник. Однако в этом случае возникает проблема определения достоверности самого источника информации.

Виды источников информации

Источниками информации могут быть:

Физические лица, которые благодаря своим полномочиям либо положению имеют доступ к таким сведениям, которые интересуют разного рода средства массовой информации;

Различные документы;

Реальная среда (например, урбанистическая, предметно-вещественная, являющаяся сферой обитания человека, природная);

Виртуальная среда;

Печатные издания, которые имеют выходные данные, то есть учебники, книги, энциклопедии или статьи в журнале;

Сайты в интернете, порталы, страницы, на которых также могут базироваться СМИ.

Бесспорно, одним из самых авторитетных и безопасных источников являются документы, однако они считаются таковыми только тогда, когда есть возможность их юридической проверки. Для них характерна вся полнота информации.

Компетентные и некомпетентные

Помимо подразделения на достоверные и недостоверные, источники также могут быть компетентными и некомпетентными.

Наиболее широко представлены такие источники информации, как уполномоченные официальных структур власти. В первую очередь государственные учреждения должны снабжать граждан самой объективной и точной информацией. Однако даже сведения пресс-службы правительства могут быть подделаны, и нет гарантии, что из государственного источника не может просочиться информация, не являющаяся достоверной. Именно поэтому получить информацию - не означает доверять ей безоговорочно.

Ссылка на источник

Таким образом, достоверность информации может определяться присутствующей в ней отсылкой к источнику. Если последний имеет полномочия в какой-либо сфере или специализируется в определённой области, то он является компетентным.

Но наличие ссылки не всегда должно быть обязательным, так как бывает, что разного рода положения получают подтверждение непосредственно в процессе изложения информации. Происходит это тогда, когда автором сведений является специалист, то есть человек достаточно компетентный в той области, которой касается. В данном случае чаще всего можно не сомневаться, что информация будет достоверной.

В подавляющем большинстве неназванные источники способствуют снижению достоверности материала, особенно тогда, когда в статье присутствуют негативные новости, о которых читателю ранее не было известно. Людей главным образом интересует первоисточник такой информации.

Лучшими считаются такие сведения, которые ссылаются на источники, имеющие определённый авторитет, например имеющие официальный статус, различные статистические агентства, научно-исследовательские институты и т. д.

Тогда легче осуществлять проверку достоверности информации.


Способы проверки

Поскольку достоверными являются только те сведения, которые соотносятся с действительностью, очень важным является навык проверки полученных данных и определения степени их достоверности. Если овладеть таким умением, то можно избежать разного рода дезинформационных ловушек. Для этого нужно в первую очередь выявить, какой смысловой нагрузкой обладают полученные сведения: факторной либо оценочной.

Контроль достоверности информации крайне важен. Факты являются тем, с чем сталкивается человек в первую очередь, когда получает какую-либо новую для него информацию. Они именуют уже проверенные на достоверность сведения. Если же информация не была проверена либо же это невозможно сделать, то фактов в себе она не содержит. К ним относятся числа, события, имена, даты. Также фактом является то, что можно измерить, подтвердить, потрогать или перечислить. Чаще всего возможность их представления имеется у социологических и научно-исследовательских институтов, агентств, специализирующихся на статистике, и т. д. Главным признаком, различающим факт и оценку достоверности информации, является объективность первого. Оценка же всегда является отражением чьего-либо субъективного взгляда или эмоционального отношения, а также призывает к определённым действиям.

Разграничение источников сведений и их сравнение

Кроме того, важно при получении информации разграничивать её источники. Поскольку подавляющее количество фактов самостоятельно вряд ли удастся проверить, то достоверность полученных данных рассматривается с позиции доверия к предоставившим их источникам. Как же осуществить проверку информационного источника? Главным фактором, определяющим истинность, считается практика, или то, что выступает помощником в выполнении конкретной задачи. Доминирующим критерием любой информации выступает также её эффективность, которую показывает количество применивших эти сведения субъектов. Чем оно выше, тем больше доверия будут испытывать к полученным данным, и достоверность их выше. В этом состоит основной принцип достоверности информации.

Сравнение источников

Помимо этого, довольно полезно будет сравнить между собой источники, поскольку такие качества, как авторитетность и популярность, ещё не дают полных гарантий достоверности. Именно поэтому следующим важным признаком информации является её непротиворечивость. Каждый факт, полученный от источника, должен доказываться результатами проведённых независимых исследований, то есть он должен повторяться. Если повторный анализ приходит к идентичным выводам, значит, установлено, что информация действительно является непротиворечивой. Это говорит о том, что сведения единичного характера, случайные, большого доверия к себе не заслуживают.

Степень достоверности

Наблюдается следующая пропорция: чем большим является количество подобных сведений, выведенных из различных источников, тем выше их степень достоверности информации. Каждый источник ответственен за предоставленные факты не только с точки зрения морали и нравственности, но и с точки зрения вещественной. Если же какая-либо организация предоставляет данные сомнительного происхождения, то она может с лёгкостью лишиться своей репутации, а порой даже и средств, обеспечивающих её существование. Кроме того, можно не только потерять получателей информации, но даже подвергнуться наказанию в виде штрафа либо тюремного заключения. Именно поэтому источники солидные, имеющие определённые авторитет, не станут ни в коем случае рисковать собственной репутацией, публикуя недостоверные сведения.

Как поступить, если источником информации становится конкретное физическое лицо?

Бывают такие ситуации, когда источником информации становится не организация, а определённое лицо. В этих случаях необходимо узнать как можно больше сведений об этом авторе, чтобы определить, в какой степени нужно доверять информации, поступившей от него. Убедиться в достоверности данных можно путём ознакомления с иными работами автора, с его источниками (если таковые имеются), либо же выяснить, обладает ли он речевой свободой, то есть может ли предоставлять такую информацию.

Этот критерий определяется наличием у него учёной степени либо же должного опыта в определённой сфере, а также должности, которую он занимает. В противном же случае информация вполне может оказаться бесполезной и даже принести вред. Если нельзя проверить каким-либо образом достоверность сведений, они сразу же могут считаться бессмысленными. При поиске же информации в первую очередь нужно чётко сформулировать ту проблему, которая требует разрешения, что понизит возможность дезинформирования.

Если же сведения являются анонимными, то за достоверность информации ни в коем случае нельзя ручаться. Любые сведения должны иметь своего автора и подкрепляться имеющейся у него репутацией. Самыми ценными в принципе являются те данные, источником которых является человек опытный, а не случайный.

К научным публикациям предъявляются более высокие требования, чем к беллетристике и журнальным или газетным статьям.

  • Ссылаясь на информацию из ненадежных источников, ваши читатели будут относиться к вашим аргументам с сомнением (потому что такие аргументы базируются на сомнительной информации).
  • Если вы будете постоянно пользоваться ненадежными источниками, то заработаете себе нехорошую репутацию.

Примите во внимание репутацию автора. В каждой области знаний есть авторы статей, репутация которых незыблема; ссылаясь на работы таких авторов, ваши аргументы никто не будет подвергать сомнению (и вы заработаете репутацию авторитета в вашей области).

Выбирайте научные или рецензируемые источники информации, которые должны стать вашими основными источниками при работе над академическим проектом. Информация в рецензируемых или научных публикациях максимально достоверна, поэтому пользуйтесь такими источниками без опаски.

  • Научные статьи написаны специалистами в конкретной области знаний для их коллег в той же области знаний и с большим научным опытом за плечами. Такие статьи пишутся с целью донести информацию до научного сообщества, поэтому их авторы должны быть высококлассными специалистами.
  • Рецензируемые статьи не только пишутся профессионалами, но перед публикацией еще и прочитываются и оцениваются экспертами, специализирующимися на теме статьи. Рецензенты определяют достоверность источников информации, изложенной в конкретной статье, оценивают методологию исследования и выносят профессиональное заключение о том, подходит ли конкретная статья для публикации в авторитетном академическом или научном журнале.
  • Почти все рецензируемые журналы распространяются по подписке (то есть за плату). Тем не менее, некоторые университеты предоставляют студентам бесплатный доступ к научным журналам. Более того, вы можете работать с такими журналами в библиотеках.
  • В библиотеке воспользуйтесь поисковой системой по библиотечным фондам и ограничьте поиск рецензируемыми публикациями.
  • Будьте осмотрительны, пользуясь онлайн источниками информации, так как они открыты для публикации мыслей любого человека (независимо от его мастерства и профессионализма).

    • Как правило, информация на сайтах государственных учреждений заслуживает доверия.
    • Сайтам коммерческих и некоммерческих организаций иногда можно доверять, а иногда нельзя. В этих случаях учитывайте репутацию компании или организации, которым принадлежит конкретный сайт.
    • Есть авторитетные организации, которые выкладывают только предвзятую информацию. Например, любая организация по охране животных будет публиковать субъективную информацию, соответствующую убеждениям или целям организации. С другой стороны, на сайте какого-нибудь государственного агентства по охране окружающей среды вы, скорее всего, найдете объективную информацию.
    • Информации на сайтах учебных заведений можно доверять избирательно. Иногда факультеты выкладывают информацию, касающуюся преподаваемых предметов, например, лекционные материалы. Такие материалы не являются надежными, так как не прошли процедуру экспертной оценки (описана выше).
    • Если возможно, найдите аналогичную информацию в рецензируемом источнике, а не на сайте учебного заведения.
  • Избегайте публикаций, сделанных за счет их авторов. Если издательство не хочет публиковать того или иного автора, то, скорее всего, в такой статье мало смысла.

    Отличайте научные и ненаучные публикации. Если рукопись автора принята к публикации, то это означает, что кто-то посчитал идеи автора достойными обсуждения. Тем не менее, существует разница между научными и ненаучными публикациями.

    Используйте учебники только для получения справочной информации. Учебники написаны на легкодоступном языке и в них содержатся основы того или иного предмета (без излишнего углубления в предмет). Поэтому при работе над серьезным академическим проектом пользуйтесь научными работами и статьями, а не учебниками.

    • Используйте информацию из учебников только в качестве справочной информации.
  • Учитывайте своевременность информации. Наука постоянно развивается и теории, казавшиеся революционными несколько лет или даже месяцев назад, сегодня могут считаться устаревшими или вообще неправильными. Поэтому всегда проверяйте дату публикации статьи или иной научной работы.

  • Используйте неавторитетные источники информации с пользой для себя. До сих пор мы обсуждали различные типы источников информации, которые неприемлемы для научной работы: многие веб-сайты, ненаучные статьи и так далее. Но есть способы использовать такие источники, не указывая их.

    • Как правило, студентам не рекомендуют пользоваться Википедией. Действительно, не стоит ссылаться на Википедию в серьезной научной статье: статьи в Википедии пишутся анонимными авторами (то есть вы не можете проверить их авторитетность) и они постоянно обновляются (то есть Википедия не является стабильным источником информации).
    • Тем не менее, если в неавторитетных источниках вы нашли полезную информацию, перейдите по ссылке на эту информацию и проверьте авторитетность ее источника; если данный источник информации заслуживает доверия, смело указывайте его в вашей работе. Таким образом, используйте Википедию в качестве отправной точки, которая укажет вам путь к авторитетным источникам информации.
    • Сделайте то же самое в случае любых других неавторитетных источников информации.
    • Если вы не можете найти информацию в авторитетных статьях, то такая информация не заслуживает доверия, и вы не должны работать с ней.
  • Узнайте альтернативное мнение. Если вы студент, преподаватель, сотрудник или выпускник какого-либо учебного заведения, свяжитесь с профильной кафедрой этого учебного заведения, чтобы выяснить авторитетность того или иного источника информации. Зачастую сотрудники кафедры хорошо осведомлены об авторитетных авторах в их области знаний.

    • Всегда выясняйте альтернативное мнение до окончания проекта. Если авторитетность одного или нескольких источников информации, с которыми вы работаете, ставится под сомнение, то вы рискуете не успеть закончить проект в срок, так как будете искать другие источники информации.
  • Многие новички Интернета думают о нем как о некоем Совершенном Компьютере, источнике Всей Информации Обо Всем. Это не ново: я наблюдал точно такую же модель поведения в конце 80-х годов, когда наплыв свежих пользователей модемов непомерно раздул ряды CompuServe, America Online и других сетевых служб. Тогда, как и теперь, многие новички выходили из себя, если нужная информация оказывалась недоступной. Они бомбардировали старичков такими вопросами, как «Где я могу найти телефонные номера Милуоки, которых нет в телефонной книге?» и «Где полная генеалогия семьи?»

    Они хотели самые разные сведения, которые не могли больше нигде найти, и хотели получить их легко и бесплатно. Большинство новичков быстро выходили из заблуждения, что буквально все можно найти в сети. Они, тем не менее, не могли избавиться от чувства оскорбленной гордости тем фактом, что кто-то осмеливается взимать плату за информацию, которую трудно найти (например, дорогие демографические обзоры).

    Я говорю все это просто для того, чтобы подчеркнуть, что наше общество придало информации в сети незаслуженный мистический ореол. Может быть, виною тому все эти научно-фантастические фильмы, где действовали всеведущие компьютеры или роботы, а может быть, нашел отражение порыв к исполнению всех желаний. Вероятно, и то и другое.

    Независимо от источника или причины, многие из нас ожидают, что у компьютеров под рукой есть все нужные нам сведения или что они, по крайней мере, могут их для нас найти. Такая потребность в информации соблазнительна. Она заставляет обычно рациональных людей полагать, что любая находимая ими информация соответствует действительности, если только она является ответом на заданный вопрос. И они попадают в ловушку.

    Очень немногие способны вынести суждение о достоверности и правдивости сетевой информации. Мы можем найти сайты, которые назовем грубыми, неподобающими, неуместными или политически неграмотными. Но только в исключительно редких случаях информация, предоставляемая на сайте, рассматривается с точки зрения ее соответствия действительности.

    Это плохо. Потому что в WEB полным-полно недоброкачественной информации.

    Проверяет ли кто-нибудь достоверность информации

    Точно так же, как в Интернете нет полиции, там нет и центрального издательства, библиотеки или какого-либо учреждения по контролю информации. Информация может быть помещена в сеть любым желающим создать сайт.

    Это значит, что в сеть может быть помещено что угодно без опоры на факты и вообще без соотнесения с действительностью. Вы можете найти повествования людей, утверждающих, что общались с НЛО, «подлинную версию» того или иного исторического события и прочие несусветные выдумки, выдаваемые за правду.

    В других средствах коммуникации дело обстоит иначе. Газеты, теле- и радиоматериалы, журналы и книжные издательства обычно вполне точны, потому что они проверяют факты и не пытаются (как правило) выдать мнение или теорию за факт.

    На сайтах никто не проверяет факты. Думаю, что для многих читателей это очевидно. Я должен, однако, отметить это особо, потому что многие пользователи Интернета относятся к нему так же, как к другим средствам информации. Но многое в Интернете выглядит полноценным только благодаря мистическому ореолу, о котором я упоминал выше, и благодаря легкости, с которой можно придать WEB страницам вид профессиональных публикаций.

    Кто угодно может составить сайт, на вид вполне доброкачественный, ничуть не менее яркий и профессиональный, чем сайты, принадлежащие журналу Time, телеканалу ABC, Neir York Times, Wired или другим общепризнанным средствам информации. Смотрите сами: сайт, посвященный еженедельным путешествиям Мики Битско к сердцу солнца в компании пришельцев с Венеры и Песьей Звезды, получил такую же популярность, как Time и Wired.

    Неожиданно, но факт вся информация выглядит одинаково. В частности, она выглядит одинаково правдоподобно. Интернет не ставит необходимым условием соответствие информации действительности, и поэтому у потребителей информации нет никакой возможности отличить точный репортаж от пропаганды, реальность от вымысла, факт от фикции. Вымышленную или вводящую в заблуждение информацию в Интернете очень легко выдать за факты.

    То же самое относится к слухам. Например, к вирусным шуточкам.

    Кто же виноват? Не обширная служба новостей или команда исследователей, а, конечно, Мики Битско - межпланетный путешественник - и тысячи ему подобных. Многие играют тоньше, они просто придают информации нужный уклон или подтасовывают факты, чтобы поддержать свою точку зрения вместо реальной картины. Некоторые выдают свои домыслы за факты. Другие могут вообще быть не в курсе фактов, и сами могут верить в ложную информацию, которую предоставляют. Такие люди никому не подотчетны, и они не потеряют работу из-за распространения ложной информации, намеренной или по невежеству. Если вы не верите их информации, вы не можете объявить им бойкот или протест в средствах массовой информации.

    Отсюда два совета:

    • не считайте Интернет таким же средством информации, как телевидение, радио, газеты и журналы. За немногими исключениями, он не имеет с ними ничего общего;
    • не принимайте на веру все, что видите в Интернете.

    Не забудьте: свобода слова - хорошая штука, но от нее ложь не становится правдой.

    Информационные стратегии в Интернете

    Когда вы имеете дело с информацией, найденной в сети, хорошей стратегией будет внимательно рассмотреть ее источник. Материал о торговле наркотиками в сетевой версии журнала Time с большей вероятностью окажется основанным на фактах, чем такой же материал, исходящий от маленькой новоиспеченной политической организации, где искажение фактов всегда стоит на повестке дня. Главным образом это происходит потому, что коммерческие сайты по средствам массовой информации кому-то подотчетны: своим организациям вне сети, своим владельцам и инвесторам, подписчикам и зрителям. Любой источник информации в WEB, имеющий аналог в реальном мире, скорее всего так же надежен, как этот аналог.

    Проверяйте информацию, которую находите в сети. Ошибки иногда вкрадываются в материалы, переведенные или измененные еще каким-либо образом, и люди тоже ошибаются. В общем, при малейшем сомнении - проверяйте.

    Наконец, подумайте вот о чем. Информацию, доброкачественную или нет, трудно удалить из WEB. Легкость, с которой информация в сети копируется и размножается, гарантирует ее скорое и широкое распространение. Но устранение ее идет куда медленнее. Один бит скверной информации может быть тысячекратно размножен за считанные дни, но возвращение и исправление ее происходит медленно или вообще не происходит.

    Количество недостоверных материалов в интернете растёт в геометрической прогрессии — читателям предлагаются слезливые истории, которых никогда не было в реальности, или случаи вопиющей несправедливости, которые на поверку оказываются историей с двойным дном. Иногда в Сети собирают деньги на помощь людям, которых не существует, — таким образом мошенники отнимают деньги у тех, кому действительно нужна помощь.

    Пора учиться отличать правду от вымысла. Сейчас обилием недостоверной информации — иными словами, фейками в Сети — озаботились и крупные интернет-корпорации. Социальная сеть Facebook даже вводит специальную кнопку, с помощью которой пользователи могут пожаловаться на ложные публикации.

    Рассказываем несколько простых правил, с помощью которых любой человек может провести проверку сообщения на достоверность.

    Проверяем картинку. Визуальная информация воспринимается быстрее и глубже текстовой, поэтому создатели фейков часто используют фотографии в качестве доказательств ложных фактов. Когда-то проверить, когда фото появилось в Сети и на какой странице, было сложно. Сейчас — проще простого. Google давно запустил инструмент поиска по изображениям. Для того чтобы найти первоисточник, можно зайти на страницу сервиса «Google Картинки», найти рядом с поисковой строкой изображение фотоаппарата, щёлкнуть по нему и выбрать, как будет производиться поиск — по загруженному вами файлу или по ссылке на изображение. Если вы используете браузер Google Chrome, то достаточно просто кликнуть по фото правой кнопкой мыши, и в выпавшем меню выбрать «Найти это изображение». Поисковик мгновенно выдаст вам страницы с этой же картинкой. Так и выясняется, что фотография, которой иллюстрируется то или иное происшествие в фейковом сообщении о современности, сделана 5 лет назад, в другой стране и по другому поводу. Или что фото ребёнка из, например, Мурманска, на лечение которого собирает деньги пользователь социальной сети, на самом деле сделано три года назад, например, в Канаде.

    Проверяем видео. Видеоролик и его достоверность проверить сложнее. Во-первых, следует обратить внимание на монтаж — в созданном фейке могут быть грубые склейки. Например, кадры будут сильно разниться по качеству, так как их надёргали из разных видео. Если есть за что зацепиться — в кадре могут быть важные детали, указывающие на даты и место события, — то можно составить запрос для интернет-поисковика и посмотреть, нашло ли упомянутое в сюжете происшествие отражение в местных новостях или сообщениях на форумах и в социальных сетях.

    Ещё один совет, как заподозрить фейк — отключить в голове «оболочку» , то есть всё, что обрамляет сюжет: заголовок, описание видео, пост в социальной сети, к которому это видео прикреплено. Посмотрите ролик непредвзято. Если вы слышите только общие слова, которые легко встраиваются в любой контекст — возможно, перед вами фейк. Помогает и чтение комментариев — может быть, кто-то из тех, кто смотрел видеоролик до вас, уже вспомнил, где видел оригинал.

    Проверяем персонажей. В наше время практически каждый человек оставил свой след в интернете — странички в социальных сетях, списки на сайте школы или вуза, успехи в профессиональной деятельности. Если мы видим, что подозрительное сообщение комментирует некий эксперт, — проверить его личность должно быть проще простого. О настоящем эксперте интернет знать должен. Если он действительно профессионал. В случае, если о нём нет никакой информации — скорее всего, перед нами эксперт липовый. С очевидцами всяческих происшествий сложнее, но поискать стоит. Персонаж, о котором в Сети нет никаких данных, может оказаться вымышленным. Ну, или сотрудником спецслужб, но это уже совсем другая история.

    Проверяем структуру текста. В заведомо ложном тексте не должно быть конкретных фактов. В нём должны быть рвущие сердца и бьющие через край эмоции. Так, чтобы человека накрыло возмущением ещё до того, как в дело включится логика и здравый смысл. Поэтому, если вы видите мало подробностей, но много восклицательных знаков — это повод насторожиться. И на всякий случай провести проверку — по фото, видео, персонажам и всем фактам, которые есть в сообщении. Речь идёт о детском доме, школе, больнице? Наверняка там указано её название, в интернете легко найти телефон и позвонить, чтобы уточнить информацию. В процессе может оказаться, что такого учреждения вообще не существует — и такое бывало.

    Проверяем ссылки и цитаты. Если в публикации в социальной сети есть ссылки на СМИ или сайты, с которых взята информация, то разумно было бы найти первоисточник сообщения. Если есть ссылка на слова публичных людей — лучше сравнить их с оригинальной цитатой, которую можно найти с помощью любого интернет-поисковика.

    Проверяем данные благотворительных фондов. Часто в Сети собирают деньги на благотворительные проекты, которые в итоге оказываются очередным мошенничеством. Руководитель проекта Добро Mail.ru Александра Бабкина и благотворительное собрание «Все вместе» подготовили 10 правил, с помощью которых можно отличить реальные просьбы о помощи от поделок мошенников. Первая рекомендация — зайти на сайт фонда. Он вряд ли настоящий, если:

    1. У него сомнительный адрес, «кривая» транслитерация.
    2. Он редко публикует новости, со СМИ не сотрудничает, партнёров у него нет.
    3. «Забывает» про отчётность: такого раздела на сайте может даже не быть вовсе.
    4. Удаляет комментарии на сайте и банит задающих вопросы.
    5. Не указывает банковские реквизиты — только электронные кошельки.
    6. Указывает слишком высокий размер пожертвования.
    7. Просит перевести деньги на личный счёт, а не на счёт организаций, осуществляющих помощь.
    8. В просьбе о помощи нет указания места и других важных деталей.
    9. Для доступа к объявлению о помощи требуется отправить смс или пройти верификацию.
    10. Попробуйте позвонить в такой фонд. В большинстве случаев вам вряд ли ответят.

    Эти правила касаются не только сообщений от благотворительных фондов — если пользователь просит о помощи, но в качестве реквизитов даёт только электронные кошельки или номер для смс, это должно вызвать подозрение. Если в его сообщении нет никакой конкретики — фамилий, мест, названий больниц, номера телефона — это ещё один повод насторожиться. И провести дополнительную проверку.

    Ключевые слова

    ПОИСК В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ / SEARCH ON THE INTERNET / ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ACCURACY OF THE INFORMATION / НЕЧЕТКИЙ ВЫВОД / FUZZY CONCLUSION / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ САЙТА / INTEGRAL RELIABILITY OF THE WEBSITE

    Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы - Иванова Светлана Михайловна

    В статье рассматриваются вопросы, связанные с проверкой на достоверность информации , найденной в результате поискового запроса в сети Интернет. Достоверность определяется с точки зрения полноты, целостности и истинности информации. При этом последнему фактору уделяется основное внимание. Для определения истинности предлагается использовать аппарат нечеткой логики. Описаны функции принадлежности нечетких множеств условной достоверности и близости материала к искомому. Разработаны правила вывода определения интегральной достоверности страницы сайта относительно искомой информации. Приведен пример для вычисления достоверности информации , представленной на одном из сайтов. Достоверность определялась для способа решения системы линейных уравнений методом Холецкого в соотнесении с рядом других методов решения, таких, как метода Крамера. Показаны результаты экспериментальной проверки метода для найденной информации на нескольких сайтах.

    Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы - Иванова Светлана Михайловна

    • Система поиска и анализа достоверной информации в сети Интернет

      2016 / Иванова Светлана Михайловна, Ильиченкова Зоя Викторовна
    • Экспертные системы для медицинской диагностики с применением методов теории нечетких множеств

      2016 / Оразбаев Б.Б.
    • 2017 / Морозова Анна Анатольевна
    • Исследование и анализ методов принятия решений на основе нечеткой информации

      2012 / Боженюк Александр Витальевич, Опенько Наталья Сергеевна
    • Подход к обоснованию управленческих решений на основе априорной истинности информации

      2018 / Новиков Владимир Александрович, Демихов Евгений Николаевич
    • Прогнозирование себестоимости постройки судна с использованием аппарата

      2012 / Алехин М. Ю., Раев В. В.
    • Исследование алгоритмов нечёткого вывода в моделях принятия решений

      2009 / Матковская Марина Олеговна
    • Приближенные рассуждения на основе темпоральных нечетких байесовских сетей

      2016 / В.В. Борисов, А.С. Захаров
    • Метод нечетких петрофизических композиций при прогнозировании петрофизических параметров

      2011 / Кобрунов А. И., Кулешов В. Е., Могутов А. С., Художилова А. Н.
    • Медиафакт: между достоверностью и вымыслом

      2018 / Пром Наталья Александровна

    ASSESSMENT OF THE RELIABILITY OF INFORMATION FOUND ON THE INTERNET S.M. Ivanova

    The article discusses the issues associated with verification of the accuracy of the information found in the search results on the Internet. The accuracy is defined from the point of view of completeness, integrity, and truthfulness of information. The latter factor is the main focus. To determine its validity, it is proposed to use fuzzy logic. There are membership functions of fuzzy sets for hypothetical accuracy and similarity of the material to the search one. The inference rules for determining the integral of the accuracy of the site page on the search information have been developed. An example to determine the accuracy of the information on one of the sites is presented. Accuracy was determined for the method of solving the system of linear equations by the method of Cholesky in correlation with a number of other methods of solution, such as Kramer method. The results of experimental verification of the method are shown for the search information on different sites.

    Текст научной работы на тему «Оценка достоверности информации, найденной в сети Интернет»

    УДК 519. 253, 378.147.88 ББК 74.4, 32.973.26.-018.2

    ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ, НАЙДЕННОЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

    С.М. Иванова

    Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проверкой на достоверность информации, найденной в результате поискового запроса в сети Интернет. Достоверность определяется с точки зрения полноты, целостности и истинности информации. При этом последнему фактору уделяется основное внимание. Для определения истинности предлагается использовать аппарат нечеткой логики. Описаны функции принадлежности нечетких множеств условной достоверности и близости материала к искомому. Разработаны правила вывода определения интегральной достоверности страницы сайта относительно искомой информации. Приведен пример для вычисления достоверности информации, представленной на одном из сайтов. Достоверность определялась для способа решения системы линейных уравнений методом Холецкого в соотнесении с рядом других методов решения, таких, как метода Крамера. Показаны результаты экспериментальной проверки метода для найденной информации на нескольких сайтах.

    Ключевые слова: поиск в системе Интернет, достоверность информации, нечеткий вывод, интегральная достоверность сайта.

    Abstract. The article discusses the issues associated with verification of the accuracy of the information found in the search results on the Internet. The accuracy is defined from the point of view of completeness, integrity, and truthfulness of information. The latter factor is the main focus. To determine its validity, it is proposed to use fuzzy logic. There are membership functions of fuzzy sets for hypothetical accuracy and similarity of the material to the search one. The inference rules for determining the integral of the accuracy of the site page on the search information have been developed. An example to determine the accuracy of the information on one of the sites is presented. Accuracy was determined for the method of solving the system of linear equa-

    ASSESSMENT OF THE RELIABILITY OF INFORMATION FOUND ON THE INTERNET

    tions by the method of Cholesky in correlation with a number of other methods of solution, such as Kramer method. The results of experimental verification of the method are shown for the search information on different sites.

    Keywords: search on the Internet, accuracy of the information, fuzzy conclusion, integral reliability of the website.

    С каждым годом объем различной информации, представленной во всемирной системе объединенных компьютерных сетей Интернет, растет в геометрической прогрессии. «Всемирная паутина» объединяет миллионы компьютеров, множество разных сетей. Каждый год количество пользователей растет на 30- 50%. Одни и те же данные и факты размещаются одновременно на многих сайтах. Но при этом возрастает и вероятность публикации ошибочных сведений. Как следствие, возникает вопрос: «Как среди потока информации выделить ту, которая является достоверной?»

    В соответствии с государственной программой российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 гг. и Федеральным государственным образовательным стандартам ФГОС в данный момент уделяется большое внимание организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения . Именно здесь Интернет становится необходимым звеном образовательного процесса, дает возможность получать дополнительные знания, что является важным для развития самообразовательной деятельности. Однако, опираясь на исследования социологов, приходится считаться с тем, что статистически средний пользователь тратит на один поисковый запрос не более 15 минут. Поэтому очень важ-

    но, чтобы студенты не только умели организовывать поиск, но и быстро определять, является ли полученная информация достоверной .

    Общие принципы достоверности полученной информации

    Достоверность информации определяется:

    Полнотой,

    Целостностью,

    Истинностью.

    Поэтому при обучении организации процесса поиска следует уделять внимание всем трем составляющим, определяющим качество полученных данных.

    Вопросы полноты информации могут быть решены, в том числе, за счет грамотного построения поискового запроса. Целостность информации, представленной на страницах сайта, во многом зависит от корректности ее сохранения и сочетания форм представления с возможностями используемого браузера. Наиболее сложным и важным является умение определять, является ли полученная информация истинной. От этого, в конечном счете, будет зависеть достоверность полученной информации.

    Определение обоснованности и точности информации является довольно сложной задачей для пользователя. К сожалению, существует не так много интернет-сайтов, заслу-

    живающих полного доверия. К таким можно формально отнести только сайты, созданные учеными или официальными сообществами, где информация отслеживается и рецензируется. В Интернете есть ряд зарезервированных адресов. Например, если доменное имя второго уровня - "gov.ru", то данный ресурс принадлежит правительственной организации. Доменное имя "ac.ru" относит ресурс к различным научным или высшим учебным объединениям (научно-исследовательский Институт или высшая школа). Имя "edu.ru" - это ресурс официальных органов образования. То есть только на интернет-сайтах, относящихся к специальным организациям, вероятность ошибки заведомо небольшая. Если нет возможности провести проверку достоверности найденной информации, опираясь на адрес интернет-сайта или с помощью консультации специалиста, то ее надо каким-либо образом анализировать.

    Одним из способов является проверка с помощью ссылок на авторов статьи. Однако он возможен, только если на сайте указаны источники информации и источники данных являются доступными.

    Достоверность сложного сообщения часто определяется как среднее арифметическое его составляющих . Предлагается для проверки полноты, целостности и истинности информации, представленной на странице сайте, воспользоваться аналогичным методом. Предполагается, что достоверность информации в целом на различных страницах одного сайта примерно одинаковая.

    Так как сайт, как правило, содержит несколько страниц, то не

    вся информация, размещенная на нем, является новой для пользователя. В этом случае можно определить интегральную достоверность сайта, опираясь на данные, представленные в его разных разделах. Предполагается, что информация, содержащая на других страницах, может быть оценена студентом с опорой на его базовые знания.

    Рассмотрим пример, связанный с поиском одного из способов решения системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ). Предположим, что студенту надо изучить метод Холецкого. Даже в том случае, когда на сайте приводится пример решения, нельзя однозначно утверждать, что весь материал является достоверным. Следует отметить, что большинство сайтов, связанных с предоставлением информации о способах решения СЛАУ, содержат, в том числе, два наиболее популярных и распространенных точных метода: метод Гаусса и метод Крамера, которые входят в обязательную образовательную программу. Поэтому студенту предлагается предварительно оценить достоверность представленной информации по известным для них двум методам, являющимися аналогичными тому способу, который они изучают самостоятельно. Возможно, сайт содержит также решение систем уравнений приближенными методами: метод итераций или метод Зейделя. Тогда материал, размещенный на данных страницах, также можно проверить на отсутствие ошибок, однако в силу различия в точности получаемых результатов, достоверность последних страниц сайта должна в меньшей степени влиять на заключение о достоверно-

    Рис. 1. Характеристическая функция

    условной близости материала, представленного на странице сайта

    Рис. 2. Характеристическая функция достоверности материала, представленного на странице сайта

    сти информации о методе Холецкого. Таким образом, заключение о достоверности информации, представленной на интересующей студента странице сайта зависит от достоверности остального материала и его условной близости к новому материалу, найденному в сети Интернет.

    Аппарат нечеткого вывода достоверности страницы сайта

    Для определения достоверности получаемой информации предлагается использовать контроллер Мамдани аппарата нечеткой логики .

    Лингвистическими переменными в данном случае будут:

    1. оценки условной близости информации на каждой странице сайта, достоверность которой можно оценить, к искомой;

    2. оценка достоверности материала пункта 1.

    Эмпирически для условной близости материала по тематике можно определить понятия «близкие», «похожие», «есть общее» и «нет совпадений», которые дают полную группу (рис. 1).

    Аналогично вводится характеристическая функция определения достоверности каждой страницы сайта, определяемая пользователем (рис. 2).

    Далее следует определить правила нечеткого вывода определения интегральной достоверности страницы сайта относительно искомой информации. Например, если информацию на станице близка к изучаемой и является достоверной, то можно предполагать, что искомая информация 57 классифицируется как полностью достоверная. Полностью все правила вывода представлены в таблице 1.

    Каждой странице сайта следует сопоставить соответствующее нечеткое множество и провести его дефаз-зификацию.

    Таблица 1

    Правила вывода интегральной достоверности страницы сайта

    условная достовер-^^близость ность страниць!"^^ близкие похожие есть общее нет совпадений

    недостоверный возможная сомнительная условная недостоверная

    что-то похожее вероятная возможная сомнительная условная

    можно учесть определенная вероятная возможная сомнительная

    достоверный полная определенная вероятная возможная

    близкие похожие есть общее нет совпадений

    Рис. 3. Определенное значение близости

    Определение достоверности информации

    Рассмотрим применение предложенного нечеткого вывода для определения достоверности сайта целиком на примере изучения решения СЛАУ методом Холецкого.

    Был найден сайт, содержащий как информацию о данном методе, так и о ряде других методов реше-

    недостоверный

    что-то похожее есть

    можно учесть достоверный

    Рис. 4. Определенное значение достоверности

    ния СЛАУ. Рассмотрим одну из страниц, отображающую решение систем линейных уравнений методом Крамера. Пусть значение близости и достоверности конкретной страницы были эмпирически определены следующим образом (вертикальная пунктирная черта на рисунках 3, 4):

    Недостоверный

    Условная достоверность

    ■ -сомнительная

    достоверность ■-возможная

    ■ -определённая

    достоверность

    достоверность

    А \ ^ !\ !\ г. «; П

    Недостоверный

    ■ условная достоверность сомнительная достоверность -возможная достоверность = вероятная достоверность -определённая достоверность =полная достоверность

    Рис. 5. Информация близка и достоверна

    Рис. 6. Информация похожа и достоверна

    Недостоверный

    Условная

    достоверность ■ -сомнительная достоверность ■-возможная

    достоверность = вероятная

    достоверность > «определённая достоверность =полная достоверность

    1 ■ ■ * 1 I \

    Недостоверный

    Условная достоверность

    ■ -сомнительная

    достоверность > -возможная

    достоверность = вероятная достоверность

    ■ «определённая

    достоверность =полная

    достоверность

    Рис. 7. Информация близка и учитываема

    Рис. 8. Информация похожа и учитываема

    недостоверный

    Условная достоверность

    ■ "сомнительная

    достоверность

    ■ -возможная

    достоверность = вероятная достоверность

    ■ -определённая

    достоверность =полная

    достоверность

    Рис. 9. Нечеткое множество одной страницы и его дефаззификация

    множествами. Всего возможно четыре комбинации.

    Если информация на странице близка ко вновь изучаемой со степенью 0,75 и достоверна со степенью 0,9, то, согласно таблице 1, страница полностью достоверная со степенью т^п(0,75;0,9)=0,75 (рис. 5). Если информация похожа со степенью 0,25 и достоверна со степенью 0,9, то она определенно достоверная со степенью т^п(0,25;0,9)=0,25 (рис. 6). Аналогично определяется нечеткий вывод для двух оставшихся комбинаций (рис. 7, 8).

    Объединения этих четырех результатов дает общее решение (рис. 9), дефаззификацию которого можно проводить, например, определяя центр тяжести нечеткого множества (обозначен на рисунке белой точкой).

    После того, как проведена дефаз-зификация для всех страниц сайта, содержащих известную информацию, итоговую достоверность Интернет-ресурса в контексте изучаемой информации предлагается определять как среднеквадратичное всех центров тяжестей полученных нечетких множеств. Данный результат дает возможность определить, следует ли использовать информацию с исследуемого сайта для обучения.

    Заключение

    Предлагаемый метод определения достоверности сайта был экспериментально проверен для описанного выше поиска информации о решении СЛАУ методом Холецкого. Наибольшую истинность дали, как и следовало ожидать, интернет-ресурсы, специализирующи -еся на предоставлении различного рода обучающей информации (например, http://www.exponenta.ru). Информационные сайты (рассматривались страницы, связанные с решением систем уравнений и работой с 59 матрицами) имели более низкий результат по шкале достоверности.

    При этом следует отметить, что исследование материала на академическом студенческом сайте ВШУ (http://students.uni-vologda.ac.ru) дало хороший результат, однако в разных интернет браузерах информация отображалась по-разному. То есть при ее истинности, определенной согласно нечеткому выводу, условие целостности выполнено было не всегда.

    Таким образом, предлагаемый способ определения достоверности информации дает хороший результат при условии выполнения условий полноты

    и целостности представленного материала, что может быть реализовано с помощью грамотно построенных поисковых запросов и возможности предварительного поверхностного анализа. Формализация данных параметров также представляется возможной, хотя и требует некоторого навыка поиска по ключевым словам и общей оценки.

    Отметим, что данный процесс можно упростить при автоматизации предложенного алгоритма. Это поможет студентам оценить информацию, представленную в сети Интернет, с точки зрения ее достоверности: полноты, целостности и истинности.

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Распоряжение правительства Российской Федерации № 792-р от 15 мая 2013 года [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%B E % D 0 % B A % D 1 % 8 3 % D 0 % B C % D0%B5% D0%BD% D1%82%D1%8B/3409 (дата обращения: 09.02.2015).

    2. Ильиченкова, З.В. Аттестационные тесты с функцией мотивации деятельности [Текст] / З.В. Ильиченкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 01 (48). Январь. - С. 283-287.

    4. Иванова, С.М. Инновационный подход к восстановлению и фильтрации сигналов в линейных динамических системах [Текст] / С.М. Иванова // Вестник МГТУ Стан-кин. - 2009. - № 3. - С. 83-87.

    5. Ильиченкова, З.В. Аксиомы - это интересно [Текст] / З.В. Ильиченкова // Наука и мир. Международный научный журнал. - 2014. -№10 (14). Октябрь. - Том 2. - С. 60-61.

    6. Fuzzy logic and fuzzy control / . - URL: http://www.flll.uni-linz.ac. at/abouts/fuzzy (дата обращения: 05.03.2015).

    7. Введение в нечеткую логику и системы нечеткого управления [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gotai.net/documents/doc-l-fl-001.aspx (дата обращения: 02.03.2015).

    1. Fuzzy logic and fuzzy control, available at: http://www.ffll.um-lmz.ac.at/abouts/fuzzy (accessed: 05.03.2015). (in Russian)

    2. Ilichenkova Z.V., Attestacionnye testy s funk-ciej motivacii dejatenosti, Actual problems of humanitarian and natural sciences, 2013, No. 01 (48) January, pp. 283-287. (in Russian)

    3. Ilyichenkova Z.V., Axiomi - eto interesno? Science and World. International scientific journal, 2014, No. 10 (14) October, Vol. 2, pp. 60-61. (in Russian)

    4. Vvedenie v nechetkuju logiku i sistemy nechetkogo upravlenija, available at: http:// www.gotai.net/documents/doc-l-fl-001.aspx (accessed: 02.03.2015). (in Russian)

    5. Ivanova S.M., Innovacionnyj podhod k voss-tanovleniju i filtracii signalov v linejnyh din-amicheskih sistemah, Vestnik MSTU STANKIN, 2014, No 3, pp. 83-87. (in Russian)

    6. Rekomendacii po ocenivaniju nadjozhnosti internet-resursov, available at: http://www. pandia.ru/text/78/227/92345.php (accessed: 05.03.2015). (in Russian)

    7. The order of the government of the Russian Federation No. 792-р of15.05.2013, available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0% B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/34 09 (accessed: 09.02. 2015). (in Russian)

    Иванова Светлана Михайловна, кандидат технических наук, доцент, кафедра информационных систем, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»; учитель математики, средняя общеобразовательная школа № 2107 (1840), г. Москва, [email protected]

    Ivanova S.M., PhD in Engineering, Associate Professor, Information Systems Department, Moscow state technological University "STANKIN", Mathematics Teacher, Secondary School No. 2107 (1840), Moscow, [email protected]