С чем связан информативный аспект. Гуленко В

Вернемся к той информации, которую мы получаем. Что это за информация, о чем она? О том, что огурец зеленый, человек злой, что уже (или еще?) 2 часа дня, что повышаются цены на нефть, а, следовательно, повышается цена на бензин, о том, что 2+2=4, о том, что грустно стало, что вы голодны, что жарко сегодня, что гвоздь можно забить молотком, и о том, что есть системы и модели… и так можно продолжать до бесконечности. Но можно и упростить задачу, обобщив эти отдельные кусочки информации.

В соционике вся информация объединена в 8 информационных аспектов. Называются эти аспекты информации так: «работа», «система», «воля», «комфорт», «эмоции», «отношения», «возможности», «события». Сразу хочу сказать, что это только названия. Возможно, они не очень удачные, но так уж сложилось в соционике, что они стали терминами и их употребляют, зная, какой смысл в них вложен. С этим смыслом мы и разберемся.

Во-первых, возникает вопрос, а как была объединена (или разделена) вся информация в эти 8 аспектов? И почему именно так? Неужели эти 8 слов охватывают всю возможную информацию?

Сначала я хочу сделать одно отступление о субъективности нашего восприятия. Ученые признали, что человеческое восприятие субъективно. Что значит «субъективное» восприятие? Большой Энциклопедический словарь дает такое толкование слова «субъективное»:

Субъективное - то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект.

Значит, мы воспринимаем все не вполне точно, не всесторонне, мы воспринимаем только то, что доступно нашему восприятию и так, как позволяют воспринимать наши органы чувств.

Например, мы видим муху. А как ее видит лягушка? А змея? Ученые узнали, что некоторые животные слышат ультразвук, который мы не слышим, что некоторые животные видят только движущиеся объекты, и не видят то, что не движется. Некоторые животные «видят» тепло, исходящее от живых существ. Но мы-то этого не видим. Значит, мы воспринимаем только то, что доступно нашему восприятию. И это восприятие ограничено какими-то рамками. Еще пример. Мы знаем, что существует солнечное излучение. Физики могут рассказать о волнах, частицах и т. д. Но мы-то с вами воспринимаем тепло и свет, а не волны и частицы.

Поэтому мы будем говорить о субъективном восприятии всего, что нас окружает. Именно субъективно воспринимаемую информацию мы будем делить на аспекты.

Давайте посмотрим, как же произошло деление информации на 8 аспектов. Для этого нужно мысленно представить себе все, что есть в мире, который доступен восприятию человека, и разделить это «все», опираясь на определенные признаки.

Мы знаем, что живем в материальном мире. Во всяком случае, мы его так воспринимаем. И в этом материальном мире мы можем выделить вещество - то, что плотное, и поле - мы его не можем потрогать руками.

Теперь присмотримся к веществу внимательнее и заметим, что оно существует некими отдельными частями. Например, есть камни, песок, вода, деревья и т.д. Что их делает отдельными? Границы. Каждый отдельный объект где-то заканчивается. Значит, мы можем разделить вещество на объекты и пространство между ними. Кроме того, каждый объект имеет свои свойства.

А что же с полем? Толковый словарь Ожегова одно из значений этого слова определяет так:

Поле - пространство, в пределах к-рого проявляется действие каких-н. сил (спец.). Магнитное п. Силовое п. П. тяготения.

Мы ощущаем силы поля как некую энергию .

Итак, мы имеем объекты, которые находятся в пространстве, где действуют некие силы, некая энергия. Но все это не находится в неизменном виде. И объекты, и пространство, и энергии постоянно изменяются. А мы воспринимаем эти изменения как время (события). Сначала зернышко, потом росточек, потом ствол появился, появились ветки. Постепенно вырастает дерево. Для человека эти изменения удобно фиксировать как время, последовательность во времени.

4 макроаспекта: объекты , пространство , энергия , время .

Вот мы уже и определили 4 макроаспекта : объекты , пространство , энергия , время . Они охватывают всю информацию, которую может воспринять человек. В соционике макроаспекты обозначают такими значками: , , , . Обратите внимание, значки макроаспектов двухцветные.

Но аспектов у нас 8, а не 4. Как же произошло деление дальше? А дальше каждый макроаспект расщепился надвое. Мы рассматриваем каждый макроаспект как состоящий из двух составляющих:

  1. Сущностная составляющая, т. е. его наиболее фундаментальные, определяющие свойства, то, что отличает данный объект от других.
  2. Отношенческая составляющая - соотношение, сопоставление сущностных составляющих между собой.

Проиллюстрируем эти составляющие на примере того, какую информацию мы можем иметь о таком бытовом предмете как стол.

Стол - деревянный, прямоугольный, у него есть ножки, на ножках расположена столешница. Главное, конечно, в столе - это горизонтальная поверхность, которая на что-то опирается, потому что стол используют для того, чтобы на него что-то положить, например, еду, чтобы за ним можно было выполнять какие-то действия сидя или стоя: писать, кушать, работать. Мы рассмотрели сущностные свойства стола, т. е. наиболее фундаментальные, определяющие свойства любого стола.

Люди придумали большое разнообразие столов: письменные, журнальные, кухонные. Есть столы с одной, двумя, тремя, четырьмя ножками. Столы являются частью мебельных гарнитуров, например, журнальный столик и два кресла; книжный шкаф, диван, кресла, обеденный стол и стулья. По материалу изготовления столы делятся на деревянные, стеклянные, пластиковые, металлические и т. д. Когда мы рассматриваем разнообразие и виды столов мы не можем это делать, не прибегая к сопоставлению , взаимному сравнению . Как видно из примера, соотношение объектов, в данном случае столов, нужны для некой классификации, упорядоченности знаний, систематизации, обобщений.

Таким образом, мы разделим макроаспект «объекты» () на 2 аспекта: «работа» () и «система» () (значки аспектов - одноцветные). Почему эти аспекты так называются? Потому что, используя свойства объектов (их сущность), мы что-то с ними делаем, производим какую-то работу (над ними или с помощью их). Возьмем, к примеру, дерево. Это достаточно мягкий материал (нет, ну не такой мягкий, как пух), но он мягче металла. Значит, дерево можно обрабатывать более твердым металлическим заостренным предметом: ножом, пилой, топором. Поскольку дерево не тонет, то можно сделать из него плот. Дерево горит, значит можно его использовать как топливо. Работая с объектами, человек создает технологии, методы, процедуры, процесс производства.

Аспект «работа» называют также «деловая логика» , «черная логика».

В соционике аспект «работа» называют также «деловая логика» , «черная логика» (по цвету значка, которым его обозначают - ).

Тут нужно заметить, что не всегда, когда вы встречаете слово «работа», речь идет о «деловой логике». Когда человек пишет программу, обслуживает клиентов, поет на сцене, сочиняет книгу, он тоже работает. Но это не работа с помощью объектов и над объектами. Поэтому нужно быть внимательным и помнить, что «черная» или «деловая логика» имеет дело только с объектами и их свойствами.

А сопоставление свойств объектов, соотношение этих свойств - это логическая информация о систематизации. Выделение общих свойств и различий, составление таблиц, схем, структур, математические вычисления, выстраивание в определенном порядке, нахождение алгоритма, определение последовательности, нахождение закономерностей, построение иерархии, классификация, статистика - все это логические операции.

Посчитаем? Сколько будет, если к двум стульям прибавить три стула? Понятно, что пять стульев. Скажите, нас интересовали свойства этих стульев (из чего они сделаны, какой способ крепления и т.д.), когда мы их считали? Нет, нас интересовало только их количество, т.е. соотношение объектов. Мы можем вообще мысленно отделить объекты и считать абстрактно: 2+3=5. Вот это и есть пример системной логики.

Аспект «система» называют также «структурная логика» , «белая логика» .

Аспект «система» называют также «структурная логика» , «белая логика» (опять же по цвету значка - ).

Теперь также разделим и остальные макроаспекты.

Аспект «воля» - «волевая сенсорика» , «черная сенсорика» .

Макроаспект «пространство» () делится на сущностный аспект «воля» («волевая сенсорика» , «черная сенсорика» - ) и отношенческий аспект «комфорт» («сенсорика ощущений» , «белая сенсорика» - ).

Аспект «комфорт» - «сенсорика ощущений» , «белая сенсорика» .

Мы помним, что деление происходит по признакам: сущность и соотношение. Сущность пространства - это наличие границ. Не было бы границ, не было бы и пространства. Как только появляются границы, то появляется и пространство, которое можно измерить. А границы всегда ограничивают что-то. Ограничение - это силовое воздействие. Чтобы ограничить что-то, нужно приложить силу. Сила нужна, чтобы изменять границы.

Поговорим о сущности пространства . Что такое пространство? Это место между объектами. Оно пустое. Но у нас есть возможность расширить его, сузить, занять какими-то объектами. Чтобы сделать все вышеперечисленное, необходимо применить силу. Любое изменение границ пространства требует приложения сил. Любое огран ичение связано с силой.

Поэтому аспект «воля» связан с силой. Пространство может быть не только физическим, но и психологическим. Вы наверняка слышали выражение «жизненное пространство». Эти «пространства» можно расширять, защищать, обогащать, увеличивать или уменьшать, охранять, беречь и т.д. Когда вы приобретаете что-то для себя, своего дома, семьи, вы укрепляете тем самым жизненное пространство. Когда вы зарабатываете деньги, обогащаетесь, то тоже укрепляете свое жизненное пространство.

Лексика этого аспекта такая: защита , нападение , ограничение пространства , поразить , убить , давление , дать отпор , волевое воздействие , принуждение , дисциплина , стойкость , власть , обладание , мобилизация , оборона , агрессия и т. д.

Информация о соотношении границ входит в аспект «комфорт». Представьте, что вы надеваете новые туфли. Вы говорите: «Мне неудобно в них. Туфли жмут». Как вы оценили удобно вам или нет? Вы почувствовали соотношение границ поверхности ноги и внутренней поверхности обуви. Соотношение этих двух границ и дало вам информацию о том, насколько обувь удобная или комфортная. То же самое происходит, когда вы садитесь в кресло или на стул. Вы ощущаете, как соприкасаются границы вашего тела и границы мебели. Вам комфортно или некомфортно сидеть. Вам комфортно или некомфортно (удобно или неудобно) в одежде, в помещении.

Представление о гармонии линий - это тоже информация о соотношении границ. Перед вами ваза с изящными линиями и пропорциями. Вы восклицаете: «Какая красота!» Вот еще одно слово, которое может относиться к аспекту «сенсорика ощущений». Если оценка красоты идет как оценка соотношения границ, то такую «красоту» мы отнесем к «белой сенсорике». Но вот если под красотой мы будем понимать эмоциональное восхищение, или дорогую статусную вещь назовем красивой, или назовем красивыми отношения, или даже математическую формулу, то такую «красоту» мы будем рассматривать в других аспектах. Такие слова называют многоаспектыми . Их отнесение к определенному аспекту зависит от того контекста, в котором употреблено слово и от того значения, которое имелось в виду. Слово «деньги», которое нам встретилось в аспекте «черная сенсорика» тоже многоаспектное.

Аспект «эмоции» - «этика эмоций» , «черная этика» .

Рассмотрим, как делится на аспекты макроаспект «энергия» (). Делится он на сущностный аспект «эмоции» («этика эмоций» , «черная этика» - ) и отношенческий - «отношения» («этика отношений» , «белая этика» - ). Энергия и эмоции, энергия и отношения… Как они взаимосвязаны? Изменение вашего эмоционального состояния, в сущности, это изменение энергетического состояния. Прислушайтесь к себе. Вот вам радостно, весело - ваше энергетическое состояние повышенно, кажется, что много сил, вы готовы петь, прыгать, вы готовы горы свернуть. Но как только настроение портится, то кажется, что краски дня гаснут, уходят силы, приходит апатия, ничего не хочется делать - ваше энергетическое состояние понижается. Поэтому сущностью макроаспекта «энергия» является внутреннее энергетическое эмоциональное состояние, или «эмоции»: страсть , радость , грусть , паника , азарт , энтузиазм , драматизм , настроение , депрессия , вдохновение , страх , тревога , печаль , горе , смех , плач , любовь (как эмоциональное состояние) и т. д.

«Отношения» же - это есть соотношение энергетических состояний . Вот вы встречаете человека, видите его хмурое лицо, слышите его грубые слова, в ответ на это ваше эмоциональное состояние изменяется, у вас складывается определенное отношение к этому человеку. Можно сказать, что встреча двух энергетических состояний породила определенное отношение между ними. Отношения направлены на кого-то или на что-то. Для отношений нужен второй объект, объект этих отношений.

Аспект «отношения» - «этика отношений» , «белая этика» .

Отношения можно описать такими словами: хороший , добрый , злой , деликатный , вежливый , терпимый , склочный , симпатичный , антипатичный , жестокий , плохой , любовь (как отношения), ненависть , конфликт , обида и т. д.

Аспект «возможности» - «интуиция возможностей» , «черная интуиция» .

Макроаспект «время» () делится на сущностный аспект «возможности» интуиция возможностей », «черная интуиция » - ) и отношенческий «события» интуиция времени », «белая интуиция » - ).

Представьте себе, что вы находитесь в какой-то точке пространства. У вас есть множество возможностей повернуться в любую сторону на все 360° и сделать шаг. Но все эти возможности потенциальные, пока еще не проявленные в жизнь. Из всех вы выберете только одну, и сделаете этот один шаг. И это уже будет совершенный шаг, проявленная возможность, событие. Я привела простой пример, но в жизни у каждого из нас в каждый момент времени существует бесконечное количество вариантов выбора. И от того, какую из этих потенциальных возможностей мы выберем, зависит дальнейшее развитие событий. Таким образом, возможность - это потенциальное событие, это сущность макроаспекта «время» . С интуицией возможностей связаны такие понятия как проницательность , видение положительного (отрицательного) потенциала , способности , суть , идеи , оригинальность , необычность , интерес , фантастичность , плохие и хорошие варианты , возможности , отрицательные и положительные черты , видение «обратной стороны медали» , бесперспективность , бессмысленность , заурядность .

Аспект «события» - «интуиция времени» , «белая интуиция» .

А вот свершенное событие и есть то, что будет отмечено на ленте времени. Это уже ход истории. Складывающиеся в последовательности события воспринимаются человеком как движение времени. В данном случае, как вы уже поняли, я под событием понимаю не только нечто грандиозное, но любую проявленную возможность, любое изменение: упала ручка со стола - это уже свершенное событие. Течение времени можно описать только в виде неких происходящих событий. Попробуйте записать, как прошло время одного дня, и вы увидите, что вы записываете то, что происходило в течение этого дня. Человек воспринимает время через события. А событие - это только одна из возможностей, которая проявилась. Поэтому соотношение возможностей - есть события, изменения (или время).

К интуиции времени относятся понятия: перспектива , события , изменения , перемены , предвидение , предсказание , опоздание , трата времени , ход истории , удача и др.

Хочу сделать одно важное замечание. Часто термины, употребляемые в соционике, путают с обыденным, бытовым значением слова. Так слово «интуиция» понимают как постижение чего-то в виде озарения. Конечно, таким путем можно постигнуть некую возможность, предвидеть будущие события. Но это только путь получения информации. И он не отражает соционического понимания интуиции возможностей. Возможно, у интуитов более развит канал постижения путем озарения. Но этот вопрос не исследован. Поэтому будет ошибкой всех людей, кого когда-то посетило озарение, или снятся вещие сны, или они видят «знаки», сразу относить к интуитам. Таким путем получения информации пользуются все люди: кто в большей, кто в меньшей мере. И отличать интуитов (точнее многомерных интуитов) мы будем иначе. Об этом поговорим позже.

Выше я упомянула о том, что много слов в языке многоаспектные. И конкретное отнесение какого-то понятия к определенному аспекту возможно только в контексте. Как же не запутаться в правильном определении аспекта информации? Например, есть сочетание «душевный комфорт». Было бы ошибкой отделить слово комфорт и отнести его к аспекту «сенсорика ощущений». Ведь душевный комфорт предполагает теплую атмосферу с приятным человеком. Это ближе к эмоциям, к тому состоянию, которое испытывает человек во время общения с другом, любимым. А если это состояние, то аспект, к которому относится «душевный комфорт» - это «этика эмоций» . Чтобы не совершать ошибок в определении аспекта информации, можно себя проверить, сделав шаг назад. То есть нужно вернуться к макроаспекту. «Душевный комфорт» - это пространство или энергия? Конечно энергия, значит правильным определением аспекта будет этика эмоций.

Еще пример многоаспектного слова - деньги. Вот два предложения:

Деньги - это средство обогащения.

Деньги - это бумага определенного качества, с нанесенными на нее знаками.

Чтобы правильно определить аспект информации, делаем шаг назад. В первом случае речь идет о расширении границ жизненного пространства. Это «волевая сенсорика» . Во втором случае речь идет об объекте и его свойствах. Это «деловая логика» .

Вот мы и рассмотрели все аспекты информации, которые человек воспринимает при взаимодействии с миром. Познакомимся с соционическими сокращениями аспектов информации, чтобы в дальнейшем пользоваться ими.

Аспекты информации в соционике
ЧЛ «работа», «деловая логика», «черная логика»
БЛ «система», «структурная логика», «белая логика»
ЧС «воля», «волевая сенсорика», «черная сенсорика»
БС «комфорт», «сенсорика ощущений», «белая сенсорика»
ЧЭ «эмоции», «этика эмоций», «черная этика»
БЭ «отношения», «этика отношений», «белая этика»
ЧИ «возможности», «интуиция возможностей», «черная интуиция»

Базовыми понятиями соционики являются понятия об информации и об аспектах восприятия информации. Под информацией в соционике подразумевается полное содержание человеческого восприятия из внешнего и внутреннего мира, которое можно обозначить как информационное пространство. Основным содержанием соционической теории информации является изучение признаков разделения информации на составные части и изучение полученных сфер информации. Информационный поток делится на восемь частей. Эти восемь частей называются аспектами информации или аспектами восприятия информации. Аспект – это часть информационного потока.

С одной стороны, аспекты представляют из себя различные стороны наблюдения явлений, и поэтому они везде пересекаются друг с другом. С другой стороны, для психологического типа восемь аспектов это восемь отдельных источников информации. Воспринимая, казалось бы, информацию целиком, мы не подозреваем, что наше сознание и подсознание воспринимает ее выборочно, дифференцированно. Психологический тип это механизм, который непрерывно выделяет в информации «нужную» часть и игнорирует «ненужную».

Получаемые извне сигналы человеческий мозг группирует, систематизирует и обрабатывает различными способами. В рамках соционической теории, различные типы внешних сигналов называются аспектами , а способы их обработки (в том числе прием, передача, переработка, сохранение информации) – функциями .

Наше сознание является постоянно настроенным на определенного рода впечатления аспекты восприятия, и, таким образом, оно отождествлено с определенными сферами сознания. Кроме того, каждая такая сфера сознания проявляет себя как источник сознания, и, поэтому мы можем говорить об особых психологических сущностях функциях восприятия. Восемь информационных аспектов воспринимаются восьмью психологическими функциями , которые мы уже знаем из юнговской теории типов. В каждом типе мы находим проявления всех восьми функций, но в строго определенном сочетании.

Вместе восемь психологических функций образуют модель типа, где каждый аспект информации воспринимается согласно определенным законам. Модель типа отображает некую, в психологии пока не известную, сложную психическую структуру, с многообразными сочетаниями элементов как внутри данной системы явлений, так и с известными психологическими явлениями.

Рассмотрим подробно, как формируются в соционике восемь информационных аспектов.

Наш физический мир, как мы знаем, сводится к категориям материи и энергии, которые, в свою очередь, существуют на базисе пространства-времени. Таким образом, мироздание полностью описывается этими четырьмя первоосновными понятиями. О чем бы ни говорил человек, какие бы действия ни совершал, мы всегда можем установить, по какому из четырех аспектов (материя, энергия, пространство, время) мы получаем от него информацию.

  • Материя – вещество, из которого состоят все тела природы
  • Энергия – одно из основных свойств материи – мера ее движения
  • Пространство – форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом
  • Время – форма существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире

Каждая из этих составляющих может быть рассмотрена с двух точек зрения: сама по себе и в соотношении с другой такой же составляющей, например, материальный объект в связи с другим объектом или движение одного объекта в соотношении с движением другого. На основе этих двух точек зрения в соционике сформулированы определения двух видов аспектов – внешних (абсолютных) и внутренних (относительных) .

  • Внешние (Абсолютные) или «черные» аспекты – существующие сами по себе, вне зависимости от чего либо.
  • Внутренние (Относительные) или «белые» аспекты – устанавливаемые по сравнению с другими.

Внешнее – то, что однозначно «есть», с чем легко можно вступить в непосредственное взаимодействие. Внутреннее – то, что «неочевидно», непосредственное взаимодействие с чем затруднено.

В соционике принято различать аспекты по цвету. Черный (экстравертные аспекты) – все, что касается свойств тела (материи), внутренних процессов. Белый (интровертные аспекты) – то, что касается поля (внешние взаимосвязи).

Таким образом, каждую составляющую материального мира мы делим на два аспекта, общее их количество равняется восьми.

Материя. Человек живет в мире материальных объектов. Он ими пользуется в своих целях, он совершает над ними действия и, в свою очередь, испытывает их действия на себе. В земной жизни он и шагу не мог бы сделать без связи с материальными предметами. Умение осознавать их качества, такие, как твердость, мягкость, вес, упругость и т.п., умение производить над этими объектами какие-то действия образует некое информационное поле непосредственного восприятия объекта как такового и непосредственного действия над ним.

Информацию о веществе, объектах, связанную для нас с запасами, ресурсом, работой в самом широком смысле, полезностью или бесполезностью, действиями с объектами, технологией, выгодой и т.п. обрабатывает объектная функция логика действий. Она обозначается символом .

Люди, у которых лучше всего работает этот канал связи, бывают обычно хорошими практиками: инженерами, строителями, конструкторами, предпринимателями и т.п.

Информация о материи может иметь и другой аспект: здесь будет важен не объект сам по себе, а отношения между объектами (больше-меньше, тверже-мягче, легче-тяжелее...), иерархия этих объектов, а также логические связи, их соединяющие. Информационное поле этого типа связано с исследованием отношений.

В наше отношение к объектам входит их счет, измерение (например, геометрия), сравнение их свойств, выявление правил их взаимодействия, моделирование их поведения. Сюда же относится познание законов, управляющих объектами (наука). Эту информацию обрабатывает субъектная функция структурная логика. Она обозначается символом .

Человек, хорошо чувствующий отношения материальных объектов, может быть неплохим теоретиком, аналитиком, конструктором.

Энергия. В человеческом организме нет рецепторов, способных непосредственно «измерять» энергию. Но действия всевозможных энергий (тепловой, кинетической...) он испытывает на себе постоянно. Некоторые виды энергий человек может воспринимать органами чувств. Ожог, оглушительный звук, режущий свет – все это, так или иначе, – сигналы, передающие ему информацию об опасном для здоровья уровне энергии, под действием которой он в данный момент находится. Другие энергетические потоки – например, радиоактивное излучение – он может вовсе не ощущать. Но есть род энергии, которую человек не только воспринимает непосредственно, но и непосредственно передает: эту энергию называют психической, и она несет информацию о радости или печали, страдании или удовольствии, о состоянии страха или благодушия... Одним словом, речь идет об информационном поле эмоций. Эмоция – это именно тот вид энергии, который воспринимается непосредственно, минуя физического «агента», одинаково четко как по интенсивности, так и по качеству. Сплошь и рядом эмоция передается от одного человека к другому без каких-то особых слов или действий, нередко даже и на расстоянии, без прямого контакта (особенно, если между людьми существует близкая духовная связь).

Энергия связана для нас с состояниями объектов, со степенью напряжения обстановки, с энергичностью проявлений людей или событий, с возбуждением или торможением и т.п. Страсти и энтузиазм – тоже проявления энергетики. Эту информацию обрабатывает объектная функция этика эмоций. Она обозначается символом .

Люди, хорошо улавливающие эмоцию, уверенно чувствуют себя в профессии актера, музыканта, воспитателя в дошкольном детском учреждении.

Другим свойством нашего энергетического восприятия может быть умение почувствовать отношения людей друг к другу, отношение к себе, умение отличить истинные чувства от наигранных, понимание, кто кого любит или не любит, закономерности чьих-то симпатий или антипатий и т.п. Отношения энергетических состояний, обмен энергиями мы оцениваем как притяжение, отталкивание или безразличие, повышение или снижение энергетического уровня при взаимодействии, замечаем, хуже или лучше стало наше состояние после обмена эмоциями и т. п. Эта информация относится к работе субъектной функции этики отношений. Она обозначается символом .

Человек, хорошо чувствующий эмоциональную связь между другими людьми, может быть неплохим педагогом, психотерапевтом.

Пространство. Мы способны воспринимать пространство только через объекты, его наполняющие. Поэтому когда мы говорим об отношении человека к окружающему его пространству, мы, по сути дела, имеем в виду отношение к тем же объектам, но – особого рода. У человека может быть склонность овладевать все новыми и новыми объектами, то есть, как мы говорим, «завоевывать пространство». При этом он должен, безусловно, проявлять волю, настойчивость, твердость, уметь перемещаться в новом пространстве, ориентироваться в нем. Объект в данном случае совсем не обязательно бывает материальным: овладевать можно и новыми знаниями, навыками, должностями, степенями; уровнями социальной иерархии. Здесь, пожалуй, наиболее ярко проявляет себя свойство экстраверта, по выражению К. Юнга, «во всем себя растрачивать и распространяться»...

Пространство мы воспринимаем как формы, которые могут быть, например, красивыми или значительными, мы определяем в нем направления, территории, которые надо расширять или защищать, власть как распространение своей воли и ответственности на других, ограничения или безграничность и т. п. Эта информация обрабатывается объектной функцией волевой сенсорикой. Она обозначается символом .

Человек с хорошо развитой функцией волевой сенсорики может быть хорошим разведчиком, геологом, военачальником, лидером политической партии, успешно заниматься хозяйственной деятельностью.

Другая сторона пространственного ощущения – способность осознавать удобство или неудобство вещей, умение создать уют и комфорт, уловить гармонию и соразмерность форм... По сути, это означает способность установить свое ощущение внутри пространства и организовать это пространство в соответствии со своими запросами. Пространственные соотношения объектов воспринимаются как гармония, уют, самочувствие, комфорт или наоборот – неудобство. Эстетика, дизайн, эргономика – все это соотношение ощущений своего тела и форм окружающих предметов. Этой информацией занимается субъектная функция сенсорика ощущений. Она обозначается символом .

Время. Время фиксируется нашим сознанием через некий ряд идущих друг за другом событий. Но есть и такие события (также свойства), которые можно предугадать еще до того, как они проявили себя. Человеческая психика обладает и этой возможностью: опережать время. Есть люди, которые особенно хорошо чувствуют потенциальные возможности объекта, они также могут почувствовать момент, благоприятный для того или иного дела. Это свойство в обиходе оно называется интуицией.

Понятие времени связано для нас с будущим, с тем, чего сейчас еще нет, но потом это может произойти. Оценка возможностей объектов и явлений, их потенций, видение всех вариантов развития, умение определить наиболее вероятный результат, умение одновременно воспринять многообразную информацию о разных явлениях – все это наша способность ориентироваться во времени. Эту информацию обрабатывает объектная функция интуиция возможностей. Она обозначается символом .

Следует подчеркнуть, что в данном случае мы имеем в виду способность человека видеть потенциальные возможности данного в наличии объекта. Соционика связывает эту способность с умением видеть статическую структуру объекта, угадывать те его свойства, которые уже в нем имеются.

Профессия исследователя, экспериментатора, зачинателя нового дела в любой области не может обойтись без этого свойства.

Другая сторона этой психической функции – умение соотносить временные отрезки, планировать, делать прогноз, улавливать динамику развития событий, чувствовать «дух времени» – и с учетом этого формировать стратегию действий. Информационное поле этого типа: структура объекта как процесс, наиболее вероятные стадии его развития и изменения – вот какого рода информация улавливается здесь в первую очередь.

Соотношения процессов воспринимаются нами как движение времени. Чувство времени и внутренние ритмы, прогнозы событий и отношения поколений, история, мода, традиции и перспективы связаны с ощущением течения времени. Эту информацию обрабатывает субъектная функция интуиция времени. Она обозначается символом .

Эта функция должна быть хорошо развита у людей, решивших посвятить себя экономике, планированию, коммерции. Но мало того: человек способен проникать и в надвременную реальность – в этом случае мы говорим о «мистическом озарении», «шестом чувстве», о поэтической фантазии и т. п. Среди поэтов и религиозных деятелей также много людей с сильной функцией интуиции времени.

Для того чтобы разобраться, как наша психика обрабатывает информацию и как это влияет на наше психологическое состояние и отношения с миром, мы должны весь поток информации, поступающей к человеку, разделить на отдельные составляющие – аспекты. Это позволит смоделировать процесс информационного обмена психикой человека.

Аспект – это тип информации. Он показывает, какого рода информация имеется в виду, о чем она.

Выделим в информационном пространстве человеческого восприятия восемь составляющих частей аспектов, соответствующих психическим функциям Юнга. Для этого воспользуемся следующими тремя простейшими информационными признаками:

  • внутреннее-внешнее (форма-содержание, явные-неявные)
  • статика-динамика
  • объект-отношение (тело-поле)

Внешнее – то, что однозначно «есть», с чем легко можно вступить в непосредственное взаимодействие.

Внутреннее – то, что «неочевидно», непосредственное взаимодействие с чем затруднено.

Статика – это потенциал, заложенный в совокупности элементов, и характеризующийся целостностью.

Динамика – это последовательность элементов, характеризующаяся сменяемостью.

Тело – объект, нечто отделенное, ограниченное, самостоятельное, независимое, то, чем можно манипулировать. То, что в гештальте называют «объектом».

Поле – агент переноса взаимодействия, отношения. Нечто непрерывное, вездесущное, присущее объектам (несамостоятельное). То, что в гештальте называют «фоном».

Первое деление: объекты – отношения. Юнг начал описание психологических типов с установок человеческой психики экстраверсия – интроверсия.

На любое явление в мире можно смотреть либо с точки зрения свойств объектов, либо с точки зрения отношений.

Итак, мы поделили весь информационный поток на две большие части:

  • информация об объектах;
  • информация об отношениях.

Аспекты информации об объектах называются экстравертными. Аспекты информации об отношениях называются интровертными.

Оба эти механизма необходимы психике каждого человека. А. Аугустинавичюте пишет: «Необходимое условие функционирования любого организма – двойная связь с окружающим миром.… Для того чтобы мозг функционировал как аппарат информационного метаболизма, он должен постоянно обеспечиваться сигналами, получаемыми как извне, так и из самого организма».

Различия в типах личности определяются тем, какой из этих двух механизмов человек использует чаще, привычнее, результативнее, увереннее, успешнее. Напомним, о гармонично развитой личности мы говорим, когда человек использует свои сильные и слабые качества примерно в пропорции золотого сечения: приблизительно 60:40. Т.е. гармонично развитый экстраверт примерно в 60 % случаев пользуется механизмом экстраверсии: интересуется объектами внешнего мира, людьми, делами и т.п. А около 40% своего внимания он уделяет внутреннему миру: себе, своему отношению к объектам (к людям, к делам). Интроверт, соответственно, наоборот.

Второе деление: статика – динамика. Следующее крупное деление информации, которое предложила А. Аугустинавичюте, связано с рассмотрением явлений в статике и в динамике. Это деление касается как объектов, так и отношений. Вслед за механикой Ньютона мы можем утверждать, что все происходящее в мире можно изучать или с точки зрения статики («остановив», «заморозив» предмет изучения, будь то объект или отношения), или с точки зрения динамики (в движении, в развитии, в процессе изменения).

В первом случае нас интересуют непосредственно свойства объектов или отношений (статика), а во втором – процессы, происходящие с этими объектами или отношениями (динамика).

  • Аспекты информации о свойствах объектов и отношений, неизменных на протяжении времени наблюдения, называются статическими.
  • Аспекты информации о процессах изменения, развития, движения называются динамическими.

Сразу оговоримся, что нигде в мире нельзя найти статику в чистом виде на протяжении времени. «Все течет, все изменяется». Статика может быть воспринята только в конкретный момент времени, но ни один объект не остается статичным (неизменным) от момента к моменту. Статический подход характерен для анализа явления, т.е. для подробного изучения его свойств.

Во втором случае для изучения динамических свойств информацию о движении, развитии собирают в разные моменты времени. Это синтез информации.

Изучение любых явлений в мире можно вести либо с точки зрения статических аспектов информации, либо динамических. Это соответствует двум основным научным методам: анализ и синтез. Однако все сказанное касается не только научного рассмотрения информации, но и бытового, повседневного.

Делению аспектов информации на статические и динамические в соционике соответствует и деление типов личности на статические и динамические. Способ обработки информации отражается в особенностях поведения, реакциях. Первые – статики – в своих проявлениях более статичны, у них меньше движений, жестикуляции. Они более склонны к наблюдению, анализу. Вторые – динамики – более подвижны, даже сидя на месте, чаще меняют позу, жестикулируют. Они чаще замечают изменения ситуации.

Объединив теперь два вышеописанных подхода, получаем деление всего потока информации о мире на 4 большие группы:

  • с одной стороны – деление на аспекты информации об объектах и об отношениях;
  • другой – на статические и динамические.

Очевидно, что любое явление в мире можно рассматривать с одной из этих четырех позиций.

Эти группы информации в свою очередь подразделяются каждая на 2 части, в результате чего мы получаем восемь аспектов, соответствующих восьми юнговским функциям.

Третье деление: внутреннее-внешнее (форма-содержание, явное – неявное). Информация о каждом из разобранных четырех аспектов может проявляться в двух качествах:

  • как заметная «невооруженным глазом», явная, видимая, проявленная;
  • как до поры, до времени незаметная, непроявленная, хоть и объективно существующая.

То есть, к первой группе относится информация о явном, она весома, ощутима. А информацию второй группы легче скрывать, о ней можно догадываться по косвенным признакам. Назовем эти группы информационных сигналов соответственно явные и неявные.

Те стороны жизни, где превалируют логика и сенсорика, мы воспринимаем, как основательные, серьезные, весомые, конкретные. А выводы, основанные на чувствах и интуиции, часто воспринимают как субъективные, о чувствах и интуиции говорят, что это что-то эфемерное.

  • К явным аспектам относится информация о видимом, заметном внешне.
  • К неявным – информация о том, что может быть в течение длительного времени незаметно, о чем можно догадываться по косвенным признакам, что легче скрывать.

Сущность информационных признаков такова:

Получаемые извне сигналы человеческий мозг группирует и систематизирует на две группы:

К первой группе относятся все динамические, т.е. характеристики процессов. Каждым сознательным и неосознанным движением человек сообщает другим:

  1. о том, что он в настоящее время делает, и каково направление его деятельности в данный момент
  2. об эмоциональных состояниях и настроениях людей.

Эти две группы сигналов о динамике: внешней и внутренней.

Ко второй группе относятся сигналы о статических явлениях, т.е. данные о состояниях. Эта информация тоже имеет два аспекта:

  1. Каждый организм прежде всего – объект, который старается избежать столкновения с другими, потенциально опасными для него объектами. Потому приходится принимать и давать информацию о своих внешних качествах. Информация о внешних качествах организма и других объектов - это внешняя статика.
  2. Одновременно организм чувствует необходимость разбираться в собственной структуре и структурах других объектов, а тем самым понимать потенциальные возможности – свои и чужие. Эти сигналы передаются, например, цветом лица, его подвижностью. Информация о структуре–- как собственной, так и других объектов, иными словами, о потенциальных возможностях – своих и чужих – внутренняя статика.

Итак, можно сказать, что у человека есть четыре экстравертные (направленные вовне) способности приспособления к внешнему миру, которые обозначаются такими символами:,,,.

Способность собирать информацию о внешних процессах условно будем называть логикой – (черная логика - внешняя динамика тела).

Способность собирать информацию о внутренних процессах, которые происходят во внутреннем мире человека – этикой - (черная этика – внутренняя динамика тела).

Способность иметь точную информацию о форме и внешности окружающих объектов – сенсорикой – (черная сенсорика – внешняя статика тела).

Способность разбираться в структуре и потенциальных способностях – интуицией – (черная интуиция – внутренняя статика тела).

Любой вид информации обрабатывается одним из двух способов:

1. Информация об объектах и их структуре усваивается на фоне расстояния между ними – (белая логика – внешняя статика поля) и на фоне их взаимного притяжения друг к другу – (белая этика – внутренняя статика поля).

2. Информация о внешних и внутренних процессах осмысливается на фоне времени – (белая интуиция – внутренняя динамика поля) и на фоне самочувствия – (белая сенсорика внешняя динамика поля).

Итак, есть четыре пространственные способности или умения психики:

  • восприятие расстояний,
  • восприятие притяжения-отталкивания,
  • восприятие времени и
  • восприятие самочувствия в пространстве.

Это четыре интровертные (направленные внутрь) группы возможностей человека.

С учетом информационных признаков можно сформировать Структурную модель аспектов , которая отражена в таблице.

Таблица. Аспекты информационного метаболизма и их соционические функций


Обозначение

Описание соционической функции

Признаки

Материя

Черная логика
Деловая Логика
Экстравертированная логика

Описывает физическую активность, поступки (действия), деятельность одушевленных и неодушевленных объектов, внешние проявления процессов. Сюда же относятся форма процесса, перемещение объекта в пространстве и любые другие формы внешнего движения объектов, умение осознавать внешние материальные качества объектов и умение производить над ними какие-то действия.
деловая выгода, эффективность, целесообразность, технология

Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности.
Способность к анализу фактов, поступков, процессов.
Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность, оптимизировать деятельность.
Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.
Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию
Восприятие движения и пространства.

Части или частицы (вещество) из которых состоят объекты, количество объектов и их частей.

Внешняя динамика тела
Динамика формы объектов (тел): внешние характеристики процессов, движение

Белая логика
Структурная Логика
Интровертированная логика

Показывает объективные, логические соотношения между объектами и/или их составными частями. Включает в себя определение соотношений между объектами, их место в структуре мира среди других объектов, иерархию объектов, систему как сумму установленных и установившихся соотношений, систему объективных закономерностей взаимоотношений в природе и обществе, систему отношений с разными объектами, некоторые из проявлений общественной морали и нравственности.
Умозрительная структура, система, научные теории

Способность логически мыслить устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать.
Восприятие мира через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного.
Способность классифицировать всевозможные объекты, систематизация окружающего мира.
Оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы.
Восприятие пространства как системы расстояний, восприятие своего места в социуме.

Связи между объектами и их частями, структура объектов.

Внешняя статика поля
Форма поля в статике: расстояние между объектами, дистанции

Энергия

Черная этика
Этика Эмоций
Экстравертированная этика

Описывает процессы, которые происходят в объектах. К нему также относятся эмоциональные состояния, настроения, возбужденность, подавленность. Это, прежде всего - эмоции, воспринимаемые как психическая энергия человека.

Возбужденное состояние (настроение) и его внешние проявления
Существование в мире эмоций.
Восприятие и оценка окружающего мира через эмоции.
Умение различать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки, стремление к положительным эмоциям, хорошему настроению.
Пребывание в эмоциональных состояниях, переживания радость или печать, драматизм или комизм.
Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт.
Восприятие звуков как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов.

Движение объектов и их частей, характеризуется амплитудой и частотой колебания.

Внутренняя динамика тела
Внутренняя динамика тел: характеристики внутренних процессов

Белая этика
Этика Отношений
Интровертированная этика

Это субъективное отношение между объектами, показывающее притягательность (или отталкиваемость) одного объекта или субъекта с другими объектами или субъектами, помогает в частности почувствовать отношение людей друг к другу. Сюда же относятся любовь/ненависть, определение этичности/неэтичности поступков, проявления личной морали и нравственности.

Отношения между людьми, чувства симпатии-антипатии, любви-ненависти
Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий.
Восприятие окружающего через те чувства которые оно вызывает.
Способность различать отношения и улавливать их оттенки.
Переживание различных отношений любовь-ненависть, симпатия-антипатия, расположение-неприязнь, восхищение и пр.

Разница в амплитуде и частоте колебаний объектов, их созвучность.

Внутренняя статика поля
Содержание поля в статике: поле притяжений-отталкиваний между объектами

Пространство

Черная сенсорика
Волевая Сенсорика
Экстравертированная сенсорика

Это информация о форме объекта, его совокупности свойств, проявляемых в данный момент времени, его кинетической энергии и готовности ее использовать. С ее помощью человек определяет внешние качества – очертания, форму и другие внешние характеристики поверхности, внешнюю мобилизованность, волю человека, способность и готовность ею пользоваться по отношению к себе и другим. Она помогает овладевать все новыми и новыми объектами, «завоевывать пространство». Сюда же относится также чувство эстетичности, стиля, в контексте произведения впечатления на других, т.е. направленности на другие объекты, в частности дизайн, способность организовать объекты в пространстве для создания нужного впечатления.

Позыв к активному действию, владение пространством, волевые качества

Способность концентрировать внимание на предметах, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали.
Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой.
Умение искать и ставить цели в отношении объектов.
Манипуляция объектами, управление ими посредством силового (иногда физического) давления. Проявление агрессивности.
Ощущение власти над объектами, умение подчинить их своим целям.
Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей, сила воли.
Физическая сила, активность, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство.

Объем занимаемый объектом, его протяженность и размер, пространственная принадлежность объектов.

Внешняя статика тела
Форма объекта (тела) в статике: все внешние характеристики объектов

Белая сенсорика
Сенсорика Ощущений
Интровертированная сенсорика

Информация о том, как процесс отражается на внутреннем состоянии, о «звучании» пространства внутри объекта. Описывает самочувствие человека, в том числе здоровье, воздействие на него объектов внешнего мира, их отражение в его самочувствии, ощущение гармонии, комфорта и удобства, вкусовые ощущения. Помогает установить свое ощущение внутри пространства, дает субъективное наслаждение красотой, умение различать и запоминать оттенки цвета, запаха, вкуса, определять и описывать фактуру поверхности и другие контактные свойства предметов. (Под цветом понимается свойство поверхности определенным образом отражать солнечные лучи, как одно из проявлений динамики поля).

Гармония пространственных форм, ощущение удобства, самочувствия
Существование в среде ощущений, восприятие окружающего мира через любые ощущения своего тела осязание, обоняние, вкус, самочувствие, чистоплотность.
Оценка свойств окружающих предметов через ощущения, которые от них возникают.
Способность различать качества ощущений.
Ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт.

Границы, отделяющие объекты от внешнего пространства – поверхность объектов.

Внешняя динамика поля
Внешняя динамика поля: пространство и его характеристики, объемы

Время

Черная интуиция
Интуиция Возможностей
Экстравертированная интуиция

Это информация о потенциальной энергии объектов. Сюда же относятся восприятие содержания объекта и его внутренних возможностей, программа, заложенная в объекте, его внутренняя структура, любые конкретные, в том числе скрытые, способности человека, включая умение определять их наличие или отсутствие.

Способность оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности данного объекта

Способность абстрагировать внимание от внешних проявлений предметов, схватывая их содержание и выделяя суть.
Восприятие внутренних качеств и назначения объектов.
Умение отделять перспективное от неперспективного, представлять результат.
Оценка качеств своего характера и собственных возможностей. Изучение и сравнение характеров и способностей других людей.
Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды.

Наличие либо отсутствие («естьность») объектов и их свойств.

Внутренняя статика тела
Содержание объекта (тела) в статике: структура, внутренние характеристики объектов, содержание

Белая интуиция
Интуиция Времени
Интровертированная интуиция

Информация обо всех происходящих событиях и их месте во времени. Это и субъективное время объекта, и объективное календарное время, и продолжительность функционирования или существования объекта, и восприятие промежутков времени между событиями, и продолжительность отдельных событий, последовательность событий и процессов, их ритм во времени, быстрота, медлительность. Сюда же относятся предсказания возникновения событий как в будущем, так и в прошлом.

Предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтическая фантазия, мистическое чувство

Существование в мире представлений, образов, воспоминаний и фантазий.
Восприятие происходящего через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии.
Оценка окружающего мира через соответствие реальных событий внутреннему состоянию по возникающим представлениям и их гармонии.
Способность проникать во внутренний мир других людей, изучение интересов и проблем, которые их занимают.
Способность различать оттенки внутренних состояний.
Ощущение ритма происходящего, темпа событий, ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих, чувство заполненности своего и чужого времени.
Представление возможных ситуаций (и невозможных тоже), своего места в них, предчувствие.

Последовательность (процесс) изменения объектов.

Внутренняя динамика поля: время, временные характеристики, место в последовательности событий

Следует подчеркнуть, что все вышеописанные функции, конечно, опираются на психические процессы (поэтому мы и будем в дальнейшем продолжать называть их психическими), однако они имеют в виду, собственно, образ действий, связанный с передачей и приемом информации.

Такая трактовка юнговских функций вносит существенные коррективы в систематику Юнга. Юнговские функции можно связывать с соционическими только по признаку их общей смысловой концепции, но не буквально. Именно в этом контексте мы их здесь и сравниваем, отдавая себе каждый раз отчет в том, что Юнг не помышлял ни о «волевой сенсорике», ни о «деловой логике», ни об «этике отношений». Более того, сам механизм интроверсии-экстраверсии понимается в соционике скорее информативно, нежели психологически, и с идеями К. Юнга далеко не во всем согласуется.

Неявная статика отношений: информация о притяжении - отталкивании

Иррациональные

Интуиция

Экстравертная

Интуиция возможностей

Неявная статика объектов: информация о содержании, способностях

Интровертная

Интуиция времени

Неявная динамика отношений: информация о развитии, временных соотношениях

Сенсорика

Экстравертная

Волевая сенсорика

Явная статика объектов: информация о внешнем виде, о силе

Интровертная

Сенсорика ощущений

Явная динамика отношений: информация о состоянии, самочувствии

Аспекты и функции

Рациональные

Иррациональные

Экстравертные

Интровертные

Сегодня мы продолжаем разговор об аспектах и функциях, который открыла неделю назад taabat .
Я начну с небольшого вступления, чтобы соединить уже известный материал и понятия, с которыми предлагаю познакомиться в этом посте.

Соционика исследует информационный метаболизм, или способы обработки информации в психике (отсюда слово «ТИМ», которое обычно пишется строчными буквами - «тим» - это аббревиатура от «тип информационного метаболизма»).

В биологии термин «метаболизм» означает обмен веществ, их усвоение и переработку; принцип информационного метаболизма был сформулирован польским психологом и психиатром А. Кемпински.

Итак, под информационным метаболизмом в соционике подразумеваются способы обработки информации в психике человека и особенности обмена информацией между людьми.
Способ, которым человек обрабатывает информацию, описывается при помощи различных моделей соционических типов (таких моделей несколько; среди них вполне заслуженно большой популярностью пользуется модель А - благодаря удобству и полноте описания типа);
то, как люди обмениваются информацией, что в этом обмене помогает взаимопониманию и что может ему препятствовать, рассматривается в достаточно объёмном разделе об интертипных отношениях (к этому разделу относятся взаимодействия между типами, понятие социона, состоящего из квадр; рассматриваются и другие малые группы).

Информационный поток описывается четырьмя понятиями: материя, энергия, пространство, время.
Им соответствуют четыре информационных макроаспекта: логика, этика, сенсорика, интуиция.
Эти четыре аспекта с учётом интроверсии и экстраверсии дают 8 информационных аспектов (знакомство с которыми состоялось ).
В схемах, где аспекты отображаются в виде значков, интровертность аспекта обозначается белым цветом, экстравертность - чёрным.

Материя:
Чёрная Логика (ЧЛ) - деловая логика - работа, технология, факт, целесообразность
Белая Логика (БЛ) - структурная логика - система, закон, порядок, структура

Энергия:
Чёрная Этика (ЧЭ) - этика эмоций - эмоции, настроение, эмоциональные состояния
Белая Этика (БЭ) - этика отношений - отношения, гуманизм, нравственность, этические чувства и нормы

Пространство:
Чёрная Сенсорика (ЧС) - волевая сенсорика - воля, власть, сила, действие, давление, территория, форма
Белая Сенсорика (БС) - сенсорика ощущений - комфорт, самочувствие, здоровье, удобство, гармония пространства

Время:
Чёрная Интуиция (ЧИ) - интуиция возможностей - возможность, поиск, потенциал, способность
Белая Интуиция (БИ) - интуиция времени - чувство времени, целостность, прогноз, состояние, поэтичность

Интроверсия и экстраверсия не являются признаками общительности, контактности, социальной активности; они означают, что внимание по аспекту можно охарактеризовать как интровертное (с фокусом на внутреннем пространстве, на своём отношении к внешнему; мотивация происходит изнутри) или как экстравертное (фокус внимания на внешнем мире, его объектах, ситуациях, внутреннее при этом вторично; деятельность мотивирована извне).
То есть интровертность и экстравертность - это соответственно в большей степени воспринимающий, осваивающий имеющееся или в большей степени экспансивный, осваивающий новое характер аспекта.

Иррациональность и рациональность определяется видом аспекта:
логика и этика дают рациональность,
сенсорика и интуиция - иррациональность.

Итак, информационный поток подразделяется на 8 информационных аспектов .
Чтобы узнать, какое всё это имеет отношение к работе и характеристикам типов, перейдём к теме функций.

Аспекты (или блоки информации определённого содержания) воспринимаются и обрабатываются системой функций .
Функция - это инструмент психики, который воспринимает, обрабатывает и производит информацию того или иного информационного аспекта.
Информационных аспектов 8, функций (по числу аспектов) тоже 8.
Входящий аспект_информации в психике попадает на приёмник - функцию_информационного_метаболизма .

Распределение аспектов по функциям зависит от типа.
Любой из типов воспринимает, обрабатывает и воспроизводит все 8 аспектов - но с разной степенью качества и полноты обработки: так происходит потому, что функции имеют разные возможности, неодинаковы по восприимчивости и способностям к обработке информации.
Аспекты распредляются по функциям в индивидуальном порядке для каждого из 16 типов. Такое распределение можно рассмотреть при помощи модели А , которая отображает работу полного набора функций; поэтому она так удобна и для изучения процессов информационного метаболизма того или иного типа, и для прояснения особенностей взаимодействия типов друг с другом.
Эту модель можно описать как структурную схему, где у каждой функции своя роль, свои взаимосвязи и свои _возможности_ («степени свободы») - в какой мере она может обработать соответствующую ей входящую информацию.

Модели А следует посвятить отдельный пост, а сейчас познакомимся с перечнем функций, их возможностями :

1-я функция - программная, функция интеллекта, базовая, экспертная
Смыслообразующая функция, определяющая психический тип и его базовые, сущностные задачи.
Наиболее полную информацию о мире человек получает благодаря этой функции; в ней он уверен как в чём-то фундаментальном, поскольку воспринимает мир через её призму. Это его мир, в котором он ориентируется, на языке которого думает, воспринимает и описывает реальность.
2-я функция - творческая, реализационная, продуктивная
Активно способствует реализации 1-й (программной) функции, составляет с ней пару, поэтому 2-ю (творческую) функцию также называют функцией реализации программы. Определяет творческие возможности человека, с неё он самым естественным для своего типа образом выдаёт «продукт», всегда готов его предоставить; ему важна востребованность, чтобы не «простаивать» без дела. Активная и изобретательная функция.
-
1-2 функции - самый мощный и активно используемый блок, характеризуется уверенностью в своих знаниях и действиях; уровень наибольшей осознанности в восприятии информации и осмысленности при её обработке. Сильные функции настолько естественны в своей работе, что человек может предполагать их как базовые для «всех-нормальных-людей» (если исходит из соображения «нормально - это когда как у меня»), или по крайней мере для многих людей. Эти функции определяют ценности типа и именно они отражены в его названии.

3-я функция - ролевая, нормативная, адаптационная, тренируемая
Человек интересуется информацией по этой функции, старается её развить. Стремится отыгрывать её как некую роль, и как можно лучше, потому что считает, что социум оценивает людей по критериям и признакам, которые соответствуют аспекту, попавшему на эту функцию.
4-я функция - болевая, мобилизационная, КНС (канал наименьшего сопротивления), функция опыта
Место проблем: это самая слабая из функций верхней части модели А; человек старается избегать ситуаций, связанных с соответствующей этой функции информацией, а собственные проявления по ней требуют большого напряжения и нередко, несмотря на прилагаемые усилия, бывают неадекватны.
-
3-4 функции - блок неуверенности, с ним связано много сомнений и переживаний (поскольку функции этого блока входят в осознаваемую часть модели А). По этим функциям никак не получается быть гармоничным и естественным, но очень хочется в этом преуспеть и восполнить свои недочёты и несовершенства.

В модели А функции с 1 по 4 образуют Ментальное кольцо - ими человек пользуется осознанно.
Функции с 5 по 8 образуют Витальное кольцо - задачи этих функций выполняются «на автомате», практически не требуют участия сознания.
Аспекты, расположенные на функциях Витального кольца, «зеркалят» типы аспектов, обрабатываемые функциями Ментального кольца, но противоположны им по признаку интроверсии/экстраверсии: 1-я (базовая) связана с 7-й (наблюдательной), 2-я (творческая) связана с 8-й (демонстративной), 3-я (нормативная) связана с 5-й (суггестивной), 4-я (болевая) связана с 6-й (активационной):

1 - 2
4 - 3
6 - 5
7 - 8

5-я функция - суггестивная, внушаемая
Здесь возникает запрос информации, ожидание помощи, и если в ответ извне поступают действия, советы, рекомендации, это на человека действует успокаивающе. Информация по этой функции принимается некритично.
6-я функция - активационная, референтная
Информация по этой функции придаёт сил, активизирует, побуждает к действию.
-
5-6 функции - блок потребностей в поддержке, помощи, проявлении заботы; но эти потребности трудно удовлетворить, потому что они уже входят в группу неосознаваемых или очень слабо осознаваемых функций (нижняя половина модели А, витальное кольцо).

7-я функция - игнорирования, наблюдательная, контролирующая, ограничительная
Включается автоматически в ответ на превышение информации по её аспекту, на угрозу или давление; по этой функции человек оценивает действия других с точки зрения ошибок, оценивает, контролирует и ограничивает.
8-я функция - фоновая, демонстрационная, инструментальная
Действует уверенно, демонстрирует компетентность в фоновом режиме, без лишних слов и объяснения своих действий.
-
7-8 функции - блок уверенных действий, однако совершаемых автоматически (в отличие от первых двух функций) - потому что нижняя половина модели А практически не осознаётся.

Тема функций проясняет положение соционики о том, что человек во взаимодействии с потоком информации легче всего обрабатывает и производит ту его часть (в терминах соционики - аспект, или аспекты), для взаимодействия с которой можно пользоваться сильными сторонами своего восприятия и мышления (сильными функциями типа); и есть часть информации (другие аспекты), которая воспринимается с трудом и не используется в полной мере (настолько, насколько это возможно для других типов - поскольку функции, обрабатывающие эти информационные_аспекты, у него не столь сильны).
В приведённом выше списке сила функций убывает от 1-й к 4-й функции и вновь возрастает от 5-й к 8-й.

Для обозначения силы функций используется понятие размерности (или мерности) функций.
Многомерные функции - сильные (1-я, 2-я, 7-я и 8-я), маломерные - слабые (3-я, 4-я, 5-я, 6-я).
Одномерная функция (4 и 5) при обработке информации исходит только из личного опыта.
Двумерная (3 и 6) функция оперирует и личным опытом, и нормами.
Трехмерная функция (2 и 7) использует опыт, нормы, и способна учитывать требования конкретной ситуации.
Четырёхмерность функции (1 и 8) даёт ей - кроме опыта, норм и конкретики - ещё и глобальный взгляд, глубокое понимание в обрабатываемом ею типе информации, способность встроить его в более широкий контекст, действовать так, будто это её стихия и она в ней живёт; часто сознание этой функции описывают как космическое, подразумевая широту охвата соответствующего вида информации.

Определяя и примеряя свой тим самостоятельно, можно проанализировать свои взаимоотношения с информационным потоком в разных ситуациях и поотслеживать распределение в нём своего внимания; и тут название типа не должно сбивать нас с толку, потому что, если смотреть с точки зрения соционики, то вид информации, которым человек будет затронут, на который он обратит внимание, о котором он будет склонен высказаться, необязательно будет соответствовать информации его сильных функций:

1-я функция - базовая, самая сильная, она наиболее полно считывает информацию с реальности - но о ней человек обычно мало или почти не распространяется, или упоминает вскользь, поскольку для него он естественный и трудно вербализуется - лень его переводить в слова («да о чём тут говорить, и так всё ясно же»);
2-я функция - творческая, канал реализации - служит для реализации 1-й функции; она активна, продуктивна и охотнее всего проявляет себя и вступает в обратную связь с миром.

другие две функции - нормативная (3-я в модели А) и болевая (4-я в модели А) - слабые:
информация по 3-й, нормативной функции связана с неуверенностью (в этом слабость), потребляется извне как ориентир - то есть, человек обращает внимание на эту информацию и выделяет её как важную для себя, чтобы вписываться в социум (нормы и правила «как принято поступать», «как люди делают»), ищет по ней подсказок, способен отметить её как привлекающую внимание, демонстрирует свои навыки по ней, поскольку считает, что это важно для социальной адаптации, что социум принимает или отвергает людей по умениям в сфере аспекта информации, попавшего в типе на 3-ю функцию; отличие от 2-й творческой функции - недостаточная уверенность в сфере 3-й функции, которую человек скрывает во время работы на публику, и неспособность длительно её использовать.
информация по 4-й, болевой функции (другое название «канал наименьшего сопротивления») может быть отреагирована либо в подчеркнуто-сдержанной форме, либо компенсаторно-«показательно»; она не проходит мимо сознания, просто человеку очень трудно с ней работать и говорить о ней без особой нужды он избегает до последнего; в норме это молчаливая функция, из-за чего её можно спутать с не слишком разговорчивой 1-й (!) - однако перегрузка этой функции вызывает неадекватные проявления, или создает взрывную, конфликтную ситуацию, а то и избегание источника, провоцирующего перегрузку, - это избыточные реакции, которых не даст 1-я функция как место уверенности.

Своевременность представления информации . В целях своевременного принятия управленческого решения данные о хозяйственной операции могут понадобиться до того момента, когда все аспекты этой операции станут известны. Тем самым снижается надежность информации. И наоборот, если представление информации задерживается до выяснения всех аспектов, информация может оказаться чрезвычайно надежной, но потеряет свою уместность. Поэтому необходим выбор оптимального баланса между надежностью информации и ее уместностью.  


Прагматический аспект определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации. Этот аспект отражает потребительские свойства информации . Если информация оказалась ценной, поведение ее потребителя меняется в нужном направлении. Проявляется прагматический аспект информации только при наличии единства информации (объекта), потребителя и поставленной цели.  

Объясните содержание синтаксического, семантического, прагматического аспектов информации.  

На этой схеме в левой части даны блоки информационных процессов, в правой - блоки процедур. Блок в виде прямоугольника изображает процесс или процедуру, в которых преобладают ручные или традиционные операции. Овальная форма блоков соответствует автоматическим операциям, производимым с помощью технических средств (ЭВМ и средств передачи данных). В верхней части схемы информационные процессы и процедуры осуществляют преобразование информации, имеющей ярко выраженное смысловое содержание. Синтаксический аспект информации находится здесь на втором плане. В этом случае говорят о преобразовании собственно информации .В нижней части схемы производится преобразование данных, -т.е. информации, представленной в машинном виде. И на этом уровне представления преобладает синтаксический аспект информации.  

См. также Банк данных, Данные, Выборочная информация , Избыточная информация , Обработка данных, Прагматический аспект информации , Релевантная информация , Сбор данных, Семантический аспект информации , Теория информации , Экономическая информация . Экономическая семиотика , Энтропия.  

Семантический аспект информации 319  

Информация. Информация - это сведения, сообщения, знания, флюиды, данные, которыми обмениваются люди, люди и технические устройства, технические устройства между собой обмен сигналами в животном и растительном мире, с космическим пространством передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Понятие информация состоит из двух аспектов содержательного и материального. Содержательный, или смысловой, аспект информации состоит в наличии определенных знаний, сведений, сообщений, данных или осведомленности о состоянии внешней и внутренней среды системы. Материальный аспект связан с тем, что передача и хранение информации требует материальных носителей, на которых она фиксируется и затем передается. Как введение понятия энергия позволило рассматривать все явления природы с единой точки зрения , так и введение понятия информация позволяет подойти с единой точки зрения к изучению процессов взаимодействия явлений в природе. Информация никогда не создается. Она только принимается и передается, но при этом может утрачиваться и исчезать.  

В случае неоправданной задержки в представлении информации она может потерять свою уместность. Руководству может быть необходимо сбалансировать относительные достоинства своевременности с представлением надежной информации. Для своевременного представления информации часто бывает необходимо отчитываться до выяснения всех аспектов операции или другого события, тем самым снижая надежность. И наоборот, если отчетность задержана до выяснения всех аспектов, информация может оказаться чрезвычайно надежной, но мало полезной для пользователей, которые должны были принимать решения раньше. В достижении баланса между уместностью и надежностью, превалирующим соображением является наилучшее удовлетворение потребностей пользователей для принятия экономического решения.  

Очевидно, что люди используют в организациях информацию очень часто. До сих пор мы изучали различные аспекты информации. По ходу дела мы заметили, что компьютеры собирают данные и делают возможным извлекать из них информацию. Как покажет последующее обсуждение, компьютеры очень полезны для поддержания некоторых типов используемой информации, но не для всех.  

В постиндустриальной демократии появляется возможность непосредственного контроля граждан за деятельностью государства, основанного скорее на свободном распространении информации в обществе, в том числе информации о злоупотреблениях государственных органов и государственных чиновников, чем на существовании сильных оппозиционных политических партий с жестким внутренним членством. Основной социальной ценностью становится не государство, не общество, не социальная группа , а отдельный индивидуум, который является гражданином государства, членом общества и многочисленных социальных групп . Соответственно основой внутреннего аспекта национальной безопасности становится защита индивидуума от чрезмерного давления со стороны государ-  

Право на исчерпывающую информацию о наиболее важных аспектах товара.  

Наблюдение. Речь идет об объективном сборе и анализе информации по проблеме и ситуации. К примеру, если рассматривается зависимость между потребностью в изделиях и уровнем запасов, руководитель должен оценивать, как варьирует уровень запасов в зависимости от спроса. (Сегодня в крупных организациях этот и почти все другие аспекты научного анализа обычно проводится специалистами штабных подразделений).  

Цели курса углубленное изучение различных аспектов рекламной деятельности как составной части маркетинговых коммуникаций комплексный анализ всех компонент рекламного бизнеса, осуществляемый на базе знаний в области коммерции, маркетинга и информационных технологий привитие навыков организации рекламных кампаний , проведения отдельных рекламных мероприятий с помощью различных средств распространения информации.  

Так как выгода является отрицательными общественными издержками , мы можем получить информацию о кривой предельных общественных издержек, отвечая на вопрос, как отражается на этих трех аспектах рост концентрации двуокиси серы. При очень низкой концентрации предполагаются незначительные последствия в области здравоохранения, сохранности материалов, эстетики. При средних уровнях содержания двуокиси серы изучение заболеваний дыхательных путей, коррозии материалов и эстетического восприятия показало, что предельные общественные издержки положительны и относительно постоянны. Таким образом, кривая предельных общественных издержек сначала растет, а затем становится горизонтальной.  

Те же факторы, которые влияли на развитие калькулирования в нашей стране, в большей или меньшей степени характерны для других социалистических стран. Для примера отметим, что видный ученый ГДР, профессор Высшей экономической школы в Берлине Э. Куп-фернагель писал в 1965 г. Калькуляция отдельных производственных работ характеризует уровень организации, технологии и руководства значительно лучше, чем это может быть выявлено в показателе себестоимости конечного продукта . Эта информация является основой для подготовки соответствующих решений по регулированию производства на предприятии. Исходя из того, что в пределах предприятия калькуляция работ на отдельных стадиях производственного процесса и ее контроль имеют гораздо большее значение, чем калькуляция конечного продукта , я прихожу к следующим выводам для внешних аспектов предприятия, в особенности для аспектов ценообразования и народнохозяйственных взаимосвязей, достаточно раз в год составлять калькуляцию конечных продуктов по нормативам или другим величинам стоимости.. ..Подобная нормативная калькуляция конечных продуктов удовлетворит всем требованиям ценообразования. И далее. Сейчас уже недостаточно того, чтобы руководители предприятия знали, во что обходятся производимые ими изделия, они должны знать также, почему эти изделия стоят столько-то . Для этого необходим внутренний аспект информации о затратах, - продолжает Э. Куп-фернагель. Нужен учет затрат по оперативным единицам, причем обязательно следует обеспечить сопоставление фактических затрат с нормативными или плановыми затратами . Эти посылки уже давно применяют на практике.  

Авторы Порядка дополнили Временные правила в той их части (казалось бы небольшой детали), что в аудиторском заключении выражается мнение независимого аудитора о достоверности (во всех существенных аспектах) информации в проверенной бухгалтерской отчетности . Более заметным стало введение того. правила, что сама деловая оценка баланса и результатов деятельности экономического субъекта вытекает из так называемой концепции действующего предприятия , по которой позже был принят самостоятельный ПСАД Применимость допущения непрерывности деятельности .  

Его основная цель - создание и распространение, обеспечение общественного признания положительного образа территории. Обычно это довольно низкозатратная стратегия, так как она не требует радикальных изменений инфраструктуры, формирования других реальных факторов притягательности, а концентрирует усилия преимущественно на улучшении коммуникативных аспектов, информации и пропаганде уже существующих, ранее созданных преимуществ территории.  

Восьмая глава посвящена использованию самоорганизующихся карт для анализа инвестиций в недвижимость и оценки стоимости земельных владений. Для этого Эро Карлсон использует данные о географическом расположении , взятые из Национального земельного кадастра Финляндии. Он объединяет СОК с Географической информационной системой , уделяя при этом особое внимание масштабированию компонент для выделения отдельных аспектов информации. Для изменения отдельных компонент либо акцентирования внимания на оцениваемых свойствах автор прибегает к

Одна из восьми составляющих информационного потока, на которые его разделяет психика индивида для ориентации в коммуникативном пространстве. Необходимость восьмичленного деления информации вытекает из фундаментальной коммуникативной константы - числа Миллера 7 ± 2. Именно столько единиц информации способна удерживать оперативная память человка одновременно.

Инфоаспекты принимаются и обрабатываются соционическими функциями. Поэтому эти термины иногда употребляются как синонимы. Упорядоченный набор соционических функций образует соционический тип личности (см. статью Социотип). Спектр информационных аспектов прдставляет собой универсальну сетку понятий, при помощи которой поддаются анализу любые интеллектуальные, психологические и социальные явления.

Система соционических функций является логическим завершением учения К. Г. Юнга о четырех не сводимых друг к другу способах отражения окружающего мира человеком - ощущения (сенсорика), мышление (логика), чувствование (этика) и интуиция. Каждая из четырех психологических функций Юнга может проявляться своей экстравертной (активной) и интровертной (пассивной) сторонами. Таким образом, число функций удваивается и мы получаем восемь базовых понятий. В традиции школы социоанализа они носят следующие обозначения и названия:

  1. L - структурная логика (схема, система, структура)
  2. P - деловая логика (технология, работа, прибыль)
  3. R - этика отношений (симпатии, тяготения, привязанности)
  4. E - этика эмоций (эмоции, чувства, настроения)
  5. T - интуиция времени (предвидения, предчувствия, прогнозы)
  6. I - интуиция возможностей (прозрения, догадки, открытия)
  7. S - сенсорика ощущений (комфорт, здоровье, эстетика)
  8. F - силовая сенсорика (давление, нажим, одчинение)

Инфоаспекты полно и непротиворечиво описываются семью дихотомиями - двоичными различительными признаками (см. статью Дихотомия). Все признаки равноправны. Для того чтобы убедиться, о каком аспекте идет речь, нужно зафиксировать, по меньшей мере, три признака из семи. Дихотомичесие разбиения дают следующие противопоставления групп аспектов и соответствующих им функций.

1. Активные функции (E , P , F , I) против Пассивных (R , L , S , T)

Активные функциональные состояния легко обнаруживаются по внешне-экспрессивному поведению человека. Пассивные же не связаны с заметными извне эмоционально-двигательными реакциями. В пассивном состоянии экспрессия уступает место импрессии - внутренней впечатлительности, рефлексии.

Порождаемые активными функциями состояния подходят для публичных выступлений и вообще широкой общественной деятельности. Они в высокой степени обладают свойством индуцирования - проникновения в соседние психологически нейтральные области и их ассимиляции (уподоблению себе).

Пассивные функциональные состояния, наоборот, ведут к обособлению и разобщению, господству индивидуального над коллективным. Зато только в этих состояниях человек познает себя и занимается самосовершенствованием.

2. Дискретные, или дробные функции (E , P , L , R), с одной стороны, и Континуальные, или целостные (F , T , I , S), с другой

Дробные функции четко разбивают воспринимаемую информацию на части, а целостные работают синкретическим способом, при котором границы между частями размыты, текучи, вследствие чего само понятие часть теряет смысл.

Существует еще одно отличие дискретных функций от континуальных: первые можно рассматривать как сознательные, а вторые - как бессознательные. Обоснование такому разграничению заключается в том, что осознание чего-либо предполагает отделение наблюдателя от наблюдаемого явления, а бессознательность - это полное слияние наблюдателя с явлением, в результате чего он становится его интегральной частью, не осознающей своей специфичности.

3. Динамические, или неравновесные функции (E , P , S , T), с одной стороны, и Статические, или равновесные (R , L , F , I), с другой

Динамические функции представляют собой как бы продольный срез информационного потока, показывающий, как изменяется состояние тех или иных точек пространства с течением времени. Они отображают отношение состояния к самому себе.

Статические же функции передают картину поперечного среза информационного потока, демонстрирующую отношения между собой одновременно существующих точек (отношение «я - другие»).

Динамическое функционирование психики происходит тогда, когда процесс возбуждения преобладает над торможением. Особенно неравновесными являются функции Е и Р. Менее выражена динамика у S и Т, так как в этих состояниях индивид на время возвращает утраченное равновесие, но оно тут же снова разрушается.

Статические состояния наступают тогда, когда торможение начинает преобладать над возбуждением. Наиболее статичны функции L и R . I и F характеризуются тем, что индивид в этих состояниях периодически стремится выйти из равновесия, но надолго это не удается - внутренее спокойствие быстро восстанавливается.

4. Вовлеченные функции (E , R , F , S), с одной стороны, и Отвлеченные (P , L , I , T), с другой

Эти категории функций отличаются коммуникативной дистанцией, на которой они реализуются. Вовлеченные функции действуют на близких дистанциях, они перерабатывают конкретную - кинестетическую, телесно ощутимую информацию и соответствуют первой сигнальной системе по И. П. Павлову. Сюда относится наглядно-действенное мышление и эмоционально-оценочное.

Отвлеченные функции действуют на далеких дистанциях и работают с информацией абстрактного, обобщенного характера. Они соответствуют той части психического аппарата человека, которую И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Мышление словесно-понятийное соответствует логике, а наглядно-образное - интуиции.

5. Эксплицитные, или явные функции (P , L , F , S), с одной стороны, и Имплицитные, или скрытые (E , R , I , T), с другой

Явные функции названы так потому, что механизм их действия легко доступен для осмысления посторонним наблюдателем. Эксплицитное функционирование соответствует организации левого полушария головного мозга человека. Эти состояния относительно преобладают у так называемого «мыслительного» типа психики по И. П. Павлову.

Эксплицитные левополушарные функциональные состояния и порождаемая ими информация легко кодируется знаковыми ситемами и передается по каналам связи. Максимально полно эти состояния реализуются, например, в рамках группы с установкой на управленческий вид деятельности (FL , LF , PS , SP).

Механизм действия имплицитных функций, наоборот, скрыт и малопонятен. Он с большим трудом поддается кодированию и копированию. Об имплицитных функциях идет речь, когда говорят о таинственных озарениях, неожиданных эмоциональных подъемах, вещих снах и т. п. Согласно И. П. Павлову преобладание имплицитных функций порождает художественный тип личности, у которого доминирует правое полушарие.

О том же свидетельствуют многочисленные исследования функциональной ассиметрии полушарий головного мозга, из которых нам известно, что эмоции и воображение локализуются в правом полушарии. Все четыре имплицитных функции реализуются в рамках гуманитарной установки на вид деятельности (ET , TE , IR , RI).

6. Целеполагающие функции (E , L , I , S) противостоят Экзекутивным, или исполнительным (P , R , F , T)

Целеполагание - это первый этап любого осознанного процесса, разворачивающегося во времени. Функция Е создает энергетическую разность потенциалов, проявляющуюся в желании совершить то или иное действие. Посредством функции L строится план или схема предстоящего действия, четко определяющая, что и в какой последовательности нужно делать.

Функция I осуществляет целеполагание через перенацеливание, т. е. указание новых, ранее неизвестных, но принципиально достижимых целей. И, наконец, функция S осуществляет не идеальное, а реальное, ближайшее целеполагание, которое сводится к удовлетворению физиологических потребностей индивида в еде, питье, сне, бытовых удобствах и т. п.

За целеполаганием следует этап исполнения задуманного, для которого необходимы функции, которые называются экзекутивными. Функция Р - это процесс движения, а также работа, выполняемая движущимся объектом. Функция R - это внутреннее напряжение, «намагниченность» объекта, препятствующая или, наоборот, способствующая его движению, своего рода внутренняя «душевная» работа.

Функция F - это сила, приводящая объект в движение, или изменяющая его траекторию. Сама же траектория движения - это функция Т, которая является своеобразным следом, оставленным или тем, который будет оставлен, объектом в результате силового воздействия на него.

7. Двигательные функции (E , L , F , T) противостоят Инерционным (P , R , I , S)

В качестве источника движения обычно выступают накопившиеся эмоции Е, жаждущие разрядки, сила F , воздействующая либо на весь объект или же на часть его поверхности (тогда речь идет о давлении), а также закон или правило L , предписывающее выполнять то или иное действие. Кроме этого объект приходит в движение помимо своей воли и желания в силу неумолимых законов естественного старения - растраты энергии от рождения до смерти. Имеется в виду функциональное состояние T - изменение под действием времени.

Инерционными функциями являются те, которые совершают движение лишь по причине запасенного в себе ранее импульса (mv). Инерционное движение могло бы совершаться неограниченно долго, если бы не существовало сопротивление среды. Сам импульс движения описывается функциональным состоянием Р, возникающая при этом внутренняя напряженность между отдельными частями объекта - это состояние R , открывающиеся при перемещении равноценные выборы направлений - состояние I , а испытываемые во время движения ощущения деформации - состояния S .